Растояние установки опор освещения от полотна дороги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Растояние установки опор освещения от полотна дороги». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На расстояние между опорами уличного освещения в городе, пригороде и сельской местности влияют ширина дорожного покрытия, технические характеристики светильников, источник света (светодиодный, лампа накаливания, газоразрядная лампа и так далее), высота установки, мощность трансформаторной подстанции, количество опорных стоек, технические условия на объекте и другие параметры.

Все требования к размещению опорных конструкций, в том числе расстояния до зданий, кабелей, канализаций и других инженерных сооружений отражены в документах ПУЭ, СНиП, ГОСТ и других. Основные пункты из них:

• расстояние от опорной конструкции до бордюра на обычной дороге – 0.6 м, при интенсивном движении – 1 м, при движении только легковых машин без грузового, электротранспорта – 0.3 м. Если бордюра нет, опорную конструкцию размещают на расстоянии 1.7 м;

• освещенность: для магистралей, улиц общегородского значения А1-А4 – 15-30 лк, для улиц с жилыми зданиями, торговыми центрами – 6-10 лк, для улиц, дорог местного значения В1-В3 – 6-15 лк, для второстепенных дорог Б1-Б2 – 15-20 лк. При подборе освещенности учитывают интенсивность движения в обоих направлениях, схему, по которой располагаются светильники, среднюю яркость покрытия;

• на пешеходных аллеях опоры ставят вне дороги. При ширине аллеи до 10 м столбы ставят по односторонней схеме. При большей ширине выбирают двухрядную шахматную или прямоугольную;

• для улиц и дорог с кюветами можно размещать опоры за кюветом. При условии, что расстояние от нее до проезжей части не больше 4 м;

• нельзя размещать опорную конструкцию между проезжей частью и пожарным гидрантом;

• расстояние от опоры до начала закругления тротуара на участках с пересечениями, примыканиями улиц – от 1.5 м;

• на мостах, транспортных эстакадах, путепроводах опору размещают на фланец или станину, который крепят к инженерному сооружению;

• при наличии деревьев опоры ставят вне их крон на удлиненные кронштейны. Либо используют светильники с тросовой подвеской;

• расстояние от столбов до балконов, окон зданий при воздушной прокладке кабеля для светильников – от 1 м;

• для столбов напряжением 1 000 В среднее расстояние между опорами составляет 35-45 м. При напряжении 6-10 кВ – 60 м;

• при двухсторонней шахматной схеме отношение шага к высоте подвеса составляет до 7:1, при остальных – до 5:1;

• опорные конструкции можно устанавливать по центру разделительной полосы, если ее ширина не меньше 4 м;

• минимальная высота светильников относительно проезжей части – 6.5 м;

• опоры для аллей, пешеходных дорог ставят вне пешеходной части;

• высота уличного источника света – 6-7 м.

Соблюдение регламентированных требований и правильный расчет интервалов между опорами позволит снизить риск аварийных ситуаций и уровень преступности, обеспечить качественное освещение в темное время суток, улучшить восприятие парков и достопримечательностей.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

Принципы построения уличного освещения

Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.

При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.

Односторонняя схема освещения дороги

Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.

Расстояние между опорами освещения на центральных улицах

Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.

Для соблюдения данного норматива необходимо учитывать:

— мощность осветительной установки;

— высоту расположения светильников;

— расстояние между опорами освещения;

— способ прокладки кабеля электропитания.

Так как первые два параметра могут регулироваться непосредственно в процессе эксплуатации, то последние практически всегда остаются неизменными величинами. Если в редких случаях подземную линию энергоснабжения можно заменить на воздушный вариант и наоборот, то изменить расстояние между столбами освещение намного сложнее и экономически нецелесообразно.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.

Объекты

Средний параметр Еср, лк

не менее

Распределение света Емин / Еср

не менее

Класс

Расположение в городе

Пропускная способность

Федеральные автомагистрали и основные дороги города

30

0,35

А1

За пределами центра

более 10 000 ед/ч

Иные основные улицы

20

0,35

А2

За пределами центра

7 000 — 9 000 ед/ч

Центральные улицы, выходящие на магистрали

20

0,35

А3

В центре

4 000 — 7 000 ед/ч

Основные исторически обоснованные проезды

20

0,35

А4

В центре

3 000 — 5 000 ед/ч

Главные дороги и улицы районного значения

20

0,35

Б1

За пределами центра

3 000 — 5 000 ед/ч

Основные трассы города районного значения

15

0,35

Б2

В центре

2 000 — 5 000 ед/ч

Улицы с транспортным движением и пешеходные дорожки в пределах оживленных районов, исключая трассы с непрерывным движением

15

0,25

В1

Жилые комплексы за пределами центра

1 500 — 3 000 ед/ч

Транспортные и пешеходные дороги в оживленных микрорайонах

10

0,25

В2

Жилые комплексы в центре

1 500 — 3 000 ед/ч

Типы используемых светильников

Типы приборов освещения для дачи подразделяются на несколько категорий. Наиболее актуальными является разделение по форме и внешнему дизайну, по типу ламп и по способу монтажа светильника. Разделение по дизайну наиболее сложное, так как видов существует бессчетное количество, и разобрать их не представляется возможным, поэтому выбор внешних характеристик мы оставим на ваше усмотрение.

По типу ламп освещение на даче подразделяется на такие

  • лампы накаливания – отличаются малой себестоимостью, но быстро выходят со строя и выдают самую малую светоотдачу – порядка 5 – 10Вт/Лм;
  • газоразрядные – также имеют невысокую стоимость, немного превосходят модели с нитью накала в светоотдаче 12 – 15Лм/Вт, незначительно больший срок эксплуатации;
  • люминесцентные – характеризуются светоотдачей в 25 – 50Лм/Вт, но их основной недостаток в том, что они начинают барахлить при температуре ниже нуля;
  • светодиодные лампочки наиболее выгодный вариант, несмотря на высокую стоимость устройств светодиодного типа, они выдают порядка 90 – 120Лм/Вт и обладают самым продолжительным сроком службы.

Средний показатель горизонтальной подсветки

Нормы освещенности проезжей части дорог и улиц в первую очередь зависят от такого параметра, как усредненное значение горизонтальных фонарей. Значения зафиксированы в обозначенной выше документации.

  • Для все магистралей, ключевых трасс, центральных улиц, которые относятся к районным, а не локальным, требования самые высокие. Это не менее шести Люмен на каждый квадратный метр дорожного полотна.
  • Если говорить об остальных дорогах, то есть тех, кто не имеет районного значения, ограничиваясь локальным, то в данном случае рамки будут более щадящими. Это уже четыре Люмена на каждый квадратный метр. Данные цифры актуально при наличии переходного типа покрытия на полотне.
  • Если тип покрытия отличается от переходного, то достаточно будет осветить проезжую часть с силой всего 2 Люмен на квадратный метр.

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята

Нормы уличного освещения

Освещаемые объекты Средняя освещенность Еср, лк не менее Распределение освещенности Емин / Еср не менее
1 А1
. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
30 0,35
2 А2
. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч
20 0,35
3 А3
. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали
А1
(в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч
20 0,35
4 А4
. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
20 0,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5 Б1
. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
20 0,35
6 Б2
. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч
15 0,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7 В1
. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
15 0,25
8 В2
. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
10 0,25
9 В3
. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч
6 0,25
Обособленный трамвайный путь
10 Обособленный трамвайный путь 10

Сколько расстояние между опорами освещения, столбами фонарными

Установка опор уличного освещения вдоль дорог, улиц, площадей должна быть выполнена на расстоянии не менее 1 метра от бордюра дороги на магистральных улицах с интенсивным автомобильным движением, и осветительные опоры располагают на расстоянии не менее 0,6 метра от бордюра на других дорогах. Это расстояние допускается уменьшить до 0,3 метра при отсутствии маршрутов движения городского транспорта и грузовых автомобилей, что допускают нормы. При отсутствии бордюра расстояние от дороги до опоры освещения должно быть не менее 1,75 метра. На территориях предприятий расстояние от осветительной опоры до проезжей части принимается не менее 1 метра. Опоры освещения улиц и дорог допускается устанавливать на центральной разделительной полосе при ее ширине 5 м и более, а также на разделительной полосе шириной 4 м при наличии стационарного ограждения и размещения опор в створе этого ограждения. Осветительная опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улицы или дороги (запрещают нормы ПУЭ). Осветительные столбы на пересечениях и примыканиях улиц и дорог должны устанавливаться не ближе 1,5 м до начала закругления, не нарушая единого строя линии установки опор.

Электромонтаж светильников наружного освещения осуществляется на опорах уличного освещения, мачтах осветительных, столбах линий электропередач и других сооружениях. Чтобы осветить ту или иную часть территории улицы, требуется смонтировать систему наружного освещения согласно нормам установки электроопор.

Уличные фонарные столбы оцинкованные

Сегодня все современные столбы освещения чаще изготавливаются из металла с цинковым покрытием. Сталь очень прочный, долговечный, надежный технологичный материал, позволяющий производить столбы для освещения разной высоты и размера от 4 до 8 метров. Опоры освещения используются для сооружения промышленных объектов, гражданских зданий, частных домов, загородных дач, городских садов, домашних парков. Столбы из оцинкованной стали отличаются долгим сроком службы, выдерживая без разрушения самые суровые условия эксплуатации в течение многих лет.

В настоящее время столбы уличного освещения, являются обязательным элементом проспектов крупных городов и переулков мелких населенных пунктах. Качественные столбы освещения, к которым крепятся парковые фонари на стандартной высоте, уличные светильники светодиодные (низкой мощности), дорожные прожекторы (высокой мощности), полностью отвечают стандартам безопасности и функциональным требованиям к наружному освещению объектов. Оцинкованные опоры долговечны, просты в эксплуатации, имеют эстетичный внешний вид, который превосходно вписывается в окружающую среду.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений. Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Как правильно устанавливать опоры освещения

Монтаж опор освещения — это важный процесс, который включает множество этапов. Необходимо следовать правилам и технике безопасности, чтобы сделать монтаж надежным и безопасным. Этапы монтажа опор освещения включают в себя:

  1. Установка. Опоры располагаются в намеченных скважинах, выдвигая все 4 опоры.
  2. Грузозахватные устройства. Подбор съемных грузозахватных устройств для закрепления оттяжек.
  3. Погружение в скважину. Манипулируя установкой, оператор погружает столб в пробуренную скважину.
  4. Бетонирование. Прокладывают кабель до начала бетонирования.

3.1 Освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах — распознавание лиц прохожих.

3.2 Для комфортной и надежной зрительной ориентации водителей и пешеходов осветительные приборы располагают таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно указывала направление движения транспорта. В сложных случаях следует дополнительно установить один или несколько светильников малой мощности.

3.3 Для освещения перекрестков рекомендуется использовать самосветящиеся знаки дорожного движения, установленные над проезжей частью на высоте 5 м.

3.4 На перекрестках или закруглениях, наземных пешеходных переходах следует использовать источники света с цветностью, отличной от цветности источников света основного освещения дороги.

3.5 На территориях жилых районов используют опоры высотой 4-9 м с осветительными приборами консольного или торшерного способа установки, а также подвесные осветительные приборы.

3.6 При освещении лестниц и переходов осветительные приборы располагают в ступенях, перилах, на опорах или на стенах ближайших домов таким образом, чтобы они не создавали блескости для пешеходов.

3.7 Для обозначения пешеходного перехода и обеспечения безопасности рекомендуется установка на каждом углу перехода и на центральном островке дополнительных светильников-маячков, расположенных на высоте 2-3 м над проезжей частью. Маячки могут мигать с частотой 40-60 вспышек в минуту. Все маячки должны включаться одновременно.

3.8 Для освещения велодорожек рекомендуется применять источники света другой цветности по отношению к автодороге.

3.9 При отсутствии освещения на дороге и велодорожке следует обеспечить освещение на их пересечении. Спад освещенности на обеих дорогах по мере удаления от перекрестка не должен превышать двукратного на каждые 10 м.

Понятия и определения

Отношение средней освещённости на поверхности обочины дороги к средней освещённости на поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости

Служит показателем энергоэффективности осветительной установки. Методика определения приведена в «Приложении М» к СП 52.13330.2016. Фактически же показывает, сколько тратится милливатт электрической мощности для создания освещённости в 1 люкс на 1 квадратном метре площади.

Общая равномерность яркости дорожного покрытия

Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

Пороговое приращение яркости

Показатель слепящего действия светильников на водителя транспортного средства. Фактически — увеличение контраста между объектом наблюдения и фоном, при котором присутствие блеского источника света не сказывается на видимости объекта. Формула для определения этого значения приведена на рисунке 3.10 в пункте 3.61 СП 52.13330.2016.

Продольная равномерность яркости дорожного покрытия

Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному его значению по оси полосы движения.

Средняя освещённость дорожного покрытия

Освещённость на дорожном покрытии, средневзвешенная по площади заданного участка. Измеряется в люксах.

Средняя яркость дорожного покрытия

Яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в стандартных условиях. Используется средневзвешенное значение по площади проезжей части. Измеряется в канделах на квадратный метр.

Стандартные условия наблюдения

Условия, при которых глаз наблюдателя находится на высоте 1.5 метра над дорогой и удалён от расчётной точки на такое расстояние, чтобы линия зрения составляла с дорожным полотном угол от 0.5 до 1.5 градусов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *