Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Землепользование это что? Определение понятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.
Землепользование – это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:
- Рациональной организации территорий;
- Свободного хозяйствования;
- Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
- Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;
Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.
Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:
- Сельскохозяйственного назначения.
- Территория населенных пунктов.
- Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
- Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
- Лесного фонда.
- Водного фонда.
- Земли запаса.
Показатель рациональности землепользования
Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая – правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая – наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.
Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери – они должны компенсироваться.
Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.
Землепользование: понятие и особенности
Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.
Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.
Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.
В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.
Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.
Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.
В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:
- участок передается субъекту на длительный срок;
- создаются условия для развития его деятельности;
- гарантируется защита его интересов;
- закон ограничивает срок реализации права использования земли.
Плата за землепользование
По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.
Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., постоянно остающемся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе РФ.
Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.
Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчета различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за землю».
Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше численность населения, тем выше ставка земельного налога».
Управление земельными ресурсами
Землепользование — это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.
Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.
Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.
Управление земельными ресурсами
Землепользование – это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.
Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.
Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.
Понятие права землепользования
В условиях современной земельной реформы право землепользования получает второе рождение. Введение новых форм собственности на землю не могло оставить неизменным институт права землепользования, который к моменту реформ был достаточно высоко развит. Земельное право доперестроечного периода, сохраняя право собственности на землю за государством, предусматривало возможность передачи земельных участков гражданам и организациям на праве бессрочного и временного пользования, уделяло значительное внимание широкому обеспечению права свободного доступа каждого к землям для удовлетворения различного рода личных потребностей, установив право общего пользования. Все эти виды землепользования интегрировались в реформируемое земельное законодательство.
Вместе с тем прежний уровень регулирования отношений землепользования не соответствует в полной мере меняющимся условиям. Установление права частной собственности потребовало адекватного, решения вопроса о доступе граждан-несобственников к землям. В связи с этим введено право публичного и частного сервитутов. Реанимирована аренда земельных участков, которая была распространена в России сразу в послереволюционный период и запрещена впоследствии. Восстановлен и значительно расширен применяемый короткое время в прошлом принцип платности землепользования., Таким образом, в отличие от права собственности, разработка которого по многим направлениям начиналась фактически с нуля, реформирование права землепользования происходит преимущественно на основе использования накопленного в прежней истории национального опыта регулирования этих отношений.
Плата за землепользование
По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.
Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., постоянно остающемся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе РФ.
Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.
Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчета различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за землю».
Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше численность населения, тем выше ставка земельного налога».
Налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Органы субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право повышать или понижать ставки земельного налога.
Платежи за земли городов и поселков, а также сельскохозяйственные угодья перечисляются в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ.
Важную роль в порядке налогообложения играют положения Закона «О плате за землю», устанавливающие льготы. Так, данным Законом освобождены от уплаты земельного налога более 20 категорий граждан и организаций. Представительные органы субъектов РФ и местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы в виде частичного освобождения, отсрочки выплат и понижения ставки земельного налога.
Правила использования и застройки участков
Правилам землепользования и застройки посвящена ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. ПЗЗ можно назвать документом градостроительного зонирования.
Правила утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти субъектов РФ.
Законом предусмотрены требования к подготовке правил землепользования и застройки. Основным из них является обязательное проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ до момента их утверждения. Это – новый институт, появившийся в российском законодательстве в 1998 году. Необходимость его введения обусловлена появлением частной собственности на землю, развитием рыночной экономики и проведением экономических реформ в стране.
Структура правил землепользования и застройки ПЗЗ включает:
- порядок применения и внесения изменений в документ;
- карту градостроительного зонирования;
- регламенты градостроения.
ПЗЗ разрабатываются с тем, чтобы создать условия для развития муниципальных образований. Особое внимание при подготовке документа уделяется охране окружающей среды и объектов культурного наследия.
Показатель рациональности землепользования
Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая – правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая – наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.
Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери – они должны компенсироваться.
Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.
Значение и основные термины
В процессе землепользования используются различные термины и понятия, которые имеют свои определения и значения:
Термин | Определение |
---|---|
Земельный участок | Ограниченная территория земли с определенными характеристиками и предназначением для определенных видов использования. |
Землепользование | Система использования и управления земельными ресурсами с целью обеспечения устойчивого развития и удовлетворения потребностей общества. |
Землеустройство | Комплекс мероприятий, направленных на планирование и организацию использования земельного участка в соответствии с его потенциалом и требованиями. |
Землевладение | Право или фактическое владение земельным участком. |
Земельный кодекс | Нормативный акт, регулирующий вопросы земельных отношений, прав и обязанностей субъектов земельных отношений. |
Знание и понимание основных понятий и терминов, связанных с землепользованием, является важным условием для эффективного планирования использования земельных ресурсов и находится в основе развития устойчивого общества.
Основные принципы землепользования
- Устойчивое использование: земля должна использоваться таким образом, чтобы сохранять ее природные ресурсы и экологическую устойчивость.
- Социальное равенство: земля должна быть использована таким образом, чтобы обеспечить равный доступ и использование ее ресурсов всем членам общества.
- Эффективное использование ресурсов: земля должна использоваться эффективно и экономически целесообразно, чтобы минимизировать потери ресурсов и максимизировать их использование.
- Учет потребностей будущих поколений: землепользование должно учитывать потребности будущих поколений, чтобы сохранить и передать им жизнеспособные и устойчивые ресурсы.
- Социальная ответственность: использование земли должно быть осознанным и отвечать социальным потребностям и интересам общества.
Соблюдение данных принципов позволяет регулировать использование земли и обеспечить баланс между ее экономическими, экологическими и социальными аспектами.
Виды права землепользования, закрепленного в законодательстве
По общему правилу, пользование земельным участком осуществляется за плату. Одновременно допускается установление исключений, которые по земельному законодательству выражены в виде льгот для отдельных категорий субъектов и по отношению к отдельным категориям земель.
Правовые основы взимания платежей сформулированы в ЗК и в специально принятом по этому вопросу Законе «О плате за землю» 1991 г., постоянно остающемся в поле зрения законодателей, вносящих в него дополнения и поправки, а также в Налоговом кодексе РФ.
Основным видом платежа является земельный налог. Планируется, что с принятием части III Налогового кодекса его заменит налог на недвижимость. Земельный налог взимается в подавляющем большинстве случаев землепользования. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается по результатам кадастровой оценки земель либо в процентном соотношении к рыночной стоимости земельного участка. За аренду земельного участка вносится арендная плата. Сумма арендной платы устанавливается договором и выплачивается арендодателю. Если арендодателем являются государство или местные органы самоуправления, плата поступает на соответствующие бюджетные счета.
Размер налога в виде стабильных платежей за единицу земельной площади устанавливается в расчете на год. Методики расчета различаются в зависимости от категории земель. Для сельскохозяйственных земель, земель сельских поселений, земель водного фонда, а также сельскохозяйственных угодий в составе земель лесного фонда основу расчета составляют средние размеры земельного налога, устанавливаемые Законом «О плате за землю».
Для земель поселений Законом «О плате за землю» определены средние ставки земельного налога, размер которых зависит от экономического района страны и категории населенного пункта. Предусматриваются деление территории на 11 районов и классификация населенных пунктов на 8 категорий в зависимости от численности населения. Действует принцип «чем выше численность населения, тем выше ставка земельного налога».
Налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Органы субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право повышать или понижать ставки земельного налога.
Платежи за земли городов и поселков, а также сельскохозяйственные угодья перечисляются в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ.
Важную роль в порядке налогообложения играют положения Закона «О плате за землю», устанавливающие льготы. Так, данным Законом освобождены от уплаты земельного налога более 20 категорий граждан и организаций. Представительные органы субъектов РФ и местные органы самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы в виде частичного освобождения, отсрочки выплат и понижения ставки земельного налога.
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.