Публично правовые образования в гражданских правоотношениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публично правовые образования в гражданских правоотношениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Специальные органы управления государственным имуществом — фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях.

Муниципальные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, совершать иные сделки, выпускать местные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.

Еще по теме 3.6. Участие публичных образований в гражданских правоотношениях:

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений — юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций <1>.

Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа <1>.

При отрицательном ответе на этот вопрос следует считать, что соответствующий орган публичный власти участвует в гражданских правоотношениях от собственного имени как самостоятельное юридическое лицо — учреждение, распоряжающееся только имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществом, в том числе выделенными ему по смете денежными средствами.

10. Объекты гражданских правоотношений.

Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут также выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК). Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

Как юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), так и ППО вступают в гражданские правоотношения не самостоятельно, а через специальные органы.

В отличие от п.1, в п.3 ст.125 ГК РФ закреплено иное правило: в случаях и порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами публичных образований (федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ), по их специальному поручению, от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте.

Однако, несмотря на принцип равноправия, ППО все же обладают особым статусом (специальной правоспособностью).
В гл. 5 ГК РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

При этом участие публично-правовых образований в гражданских отношениях всегда актуально и имеет многовековую историю.

Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований

В настоящее время преобладает точка зрения о том, что гражданская правоспособность государства является специальной, указывая, что публичные образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Правовое регулирование участия публично-правовых образований в гражданско-правовых обязательственных отношениях.

Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

Особенности гражданско-правовой ответственности публичноправовых образований по договорным обязательствам.

Среди субъектов гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами выделяют государство и муниципальные образования.

В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие «государство». Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Правовое регулирование отношений 31.01.20

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.
N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 19 июля 2011 г.) (п. 1 ст. 2) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего гос. или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские мин-ва финансов, их региональные и местные упр-я и отделы).

Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции.

На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.

Государство выступает как в вещных, так и в обязательственных правоотношениях. Государство обладает правом собственности на некоторые объекты (вещные правоотношения), и имеет право совершать сделки по своим объектам (обязательственные правоотношения).

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Федерации.

Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями / Сост. И.М. Тютрюмов. СПб., 1911. С. 1494 — 1594.

Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских правоотношениях для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач..

К сожалению, на практике эти ситуации нередко по неведению участников, а иногда и намеренно смешиваются.

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что публично-правовые образования традиционно играют важную роль не только собственно в публичной сфере, но и в развитии отечественной экономики.

Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица.

Это означает, что для участия в гражданских отношениях от имени публичных образований иных субъектов, помимо предусмотренных в п.1 ст.125 ГК РФ, должен быть соблюден ряд условий.

Оно не может навязывать свою волю другим лицам, но, вступая с ними во взаимоотношения, преследует не свои собственные, а публичные интересы. Таким образом, с учетом цели, достижению которой подчинена деятельность субъектов, характер участия государства в имущественном обороте можно охарактеризовать как вспомогательный, второстепенный.

Муниципальных образований 29.01.20

Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам.

К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований.

Отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности – объекты публичной собственности должны использоваться по строго целевому назначению – для выполнения социальных функций.

Такое «двойственное» положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *