Источники и формы правового регулирования экономической деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники и формы правового регулирования экономической деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правовая наука не выработала общепринятого понятия, отражающего системное исследование взаимодействия права и науки, но учеными представляются предложения по оформлению отдельного научного направления, в том числе «экономическое право» [3].

В соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ обе эти высшие судебные инстанции вправе лишь давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Наряду с национальными (внутренними) законами и иными правовыми актами источниками гражданского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие как, например, свобода торговли, мореплавания и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России.

Слайд 10

Административно-правовое регулирование экономической деятельности Административное право – это отрасль Российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти (ОИВ).

АП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195 -ФЗ. В нем определены административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике; в с/х, ветеринарии, мелиорации, на транспорте и др. ) и т. д.

По предмету договоры делятся на договоры: купли-продажи, аренды, хранения, дарения, мены, ренты, подряда, банковского вклада, перевозки, займа и кредита, найма жилого помещения и др. 3. По числу участников — на двусторонние, многосторонние. В двустороннем договоре участниками выступают две стороны, в многостороннем договоре участников может быть больше двух.

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг; ограничение свободы конкуренции; периодические экономические кризисы и т.д. Говоря о системе российского правового обеспечения экономической деятельности, необходимо в первую очередь отметить, что она базируется на положениях Конституции РФ.

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно п. 4 ст. XI Марракешского соглашения каждое государство-член «обеспечивает соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур своим обязательствам, вытекающим из прилагаемых Соглашений». Как отметила Г. К.

Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что способствует стабилизации общества, точности применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Поскольку предпринимательская деятельность опосредуется как отношениями ГП, так и отношениями публичного права, то источниками предпринимательского права следует признавать внешнюю форму выражения права, которая содержит, как нормы частного, так и публичного права, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового. Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми. Этот признак характеризует общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого продукта, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, а также другие сферы, связанные с социальной жизнью.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Слайд 8

Особое место в иерархической структуре регулирования экономической деятельности занимают кодифицированные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, УК РФ, КАС РФ и др. Особо следует отметить ГсК РФ, определяющий порядок осуществления соответствующего вида экономической деятельности.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона.

Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона.

Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права.

Слайд 20

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе и предназначению законы делятся на ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ.
В нем определены административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике; в с/х, ветеринарии, мелиорации, на транспорте и др.) и т.д.

В основном обычаи применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования.

Слайд 24

П. все рыночные отношения в принципе не могут быть урегулированы с помощью правовых норм, поскольку рынок является все же саморегулируемой системой, предполагающей свободную, активную деятельность субъектов в сфере экономики.

Источниками гражданского права служат Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ, является фундаментом гражданского законодательства.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями.

Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

Слайд 19

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на систему государственного регулирования в области производства продукции, работ, услуг, и их качества.

Правовое регулирование экономической деятельности – сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств.

Договорами может определяться правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности — совокупность правил ее ведения, совершения экспортно-импортных операций.

Экономическая наука исследует вопрос о пределах вмешательства государства в экономику, функционирование рынка, дабы не нарушить интересы хозяйствующих субъектов, обеспечить интересы государства и общества. Основоположник экономической теории Адам Смит считал, что рынок сможет самостоятельно себя урегулировать, к числу представителей экономической школы либерального направления относятся В. Ойкен, В.

Слайд 5

Метод гражданского права иногда называют методом координации, правонаделения, дозволения, горизонтальных связей. Свойства гражданско-правового метода регулирования имущественных отношений наиболее адекватны условиям свободного рынка, конкурентной среды и потребностям предпринимателей.

А это, в свою очередь, препятствует росту и устойчивости экономики страны. Эта ситуация усугубляется и федеративным устройством России, которое допускает формирование регионального законодательства и местных правил.

Законодательство о предпринимательской деятельности (надо бы уже как-то сократить эти слова, все некогда), которые принимаются федеральными органами власти. Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На экономические отношения воздействует государство, монополия и организованная преступность, находящиеся во взаимной конкуренции. Если государство отходит от управления экономикой, то оно должно усиливать подавление псевдоуправляющих факторов, в противном случае они автоматически заменят государственное воздействие.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленных статьями 71 — 73 Конституции РФ и не могут противоречить федеральному законодательству.

НПА – выраженные в письменной форме, решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права; это акты правотворчества с помощью которых или благодаря которым устанавливаются или отменяются правовые нормы.

Следует выделить также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые действуют только на территории определенного субъекта РФ. К ним относятся: конституции (уставы) субъектов РФ; законы субъектов РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важной чертой гражданско-правового метода служит диспозитивность многих гражданско-правовых норм. Диспозитивные нормы содержат определенное общее правило (общую модель) поведения участников, допуская возможность формирования ими иной модели, если это вытекает из другого закона и (или) соглашения самих сторон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *