Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этапы развития коллектива по уманскому». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Стадия вторая. Ближний бой (дворцовые перевороты). Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания.
Четвертая ступень – «Алый парус». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Сформирован командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигает неудача.
Хотя не всегда у членов коллектива хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
Этапы становления и развития ученического коллектива
Для группы-автономии особую ценность представляют не деловые отношения, опосредованные совместной деятельностью, а непосредственно-эмоциональные, личностные. В группе-автономии гипертрофировано “мы-чувство”, что порождает своеобразную болезнь – группоцентризм, стремление противопоставить свою группу как лучшую другим группам.
Даже самодостаточная личность не может развиваться в одиночку. Для этого необходимо некое сообщество. О том, что такое коллектив, пойдет ниже речь. Определившись с основными критериями, стадиями формирования, индивидууму легче адаптироваться в социальной группе и вместе с ней развиваться.
По этому поводу А.С. Макаренко в одной из своих лекций о воспитании говорил: «Такое требование, высказанное в форме, не предполагает возражений, необходимая для начала в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать расстроен, раздражен коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора . А потом это идет значительно легче «1.
Программа создана для решения проблемы во возникших взаимоотношениях между мальчиками и девочками в классе….
Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» — чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакт.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
Уманским выделено несколько уровней (стадий) развития малой группы на основе ряда параметров, характеризующих развитие совместной деятельности.
Конфликты, возникающие в этот период, в основном, связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения, как отдельных членов коллектива, так и объединяющих их групп. В этот период класс уже способен решать возникающие в нем конфликты самостоятельно.
Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко [ 2000]. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
Уровни развития малой группы (модель Л. И. Уманского)
Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.
На этой стадии на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.
Цели, поставленные руководителем, должны быть ясными — конкретная общая цель объединяет членов коллектива. Причем на каждой стадии развития коллектива цели должны быть достижимыми — нельзя сразу ставить высокую планку. Успешно достигнутая цель укрепляет уверенность членов коллектива и подготавливает почву для новых успехов.
На этой стадии создается коллектив с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.
Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризует повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески.
Стадия четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему.
Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам.
Стадия четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему.
Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.
Коллектив характеризует высокий уровень социально-психологической зрелости, сложившаяся система самоуправления. Третья стадия характеризует коллектив как группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплочен-ностью, интегративной деятельностью, коллективи-стической направленностью (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Л.И.
Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:
- у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
- каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
- специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
- один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.
На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива.
В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» (Т.Н. Мальковская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив. Вторая ступень – «Мягкая глина», характерна для группы, в которой нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не всегда готовы прийти друг другу на помощь, существуют замкнутые приятельские группировки.
Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.
Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства.
Эбмрион стал человеческим. Новый этап развития тизера от Frictional Games
Призывающий, настаивающий, жестко — требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».
Ориентация — это стадия знакомства с территорией, с людьми, которые начинают учиться вместе. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти дети способны и как себя с ними вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Стадия первая. Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные).
Этапы развития коллектива по АС. Макаренко.
Процесс формирования коллектива сложный, длительный и проходит через ряд этапов. А. С. Макаренко выделил этапы развития коллектива, где основным параметром, определяющим его становление, выступает изменение характера предъявления требования от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.
Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует.
Общественные объединения 7 5 .4. Другие (указать какие) 15 15 17 17 — 3. Существо обращений, из них: 3.1.
Это группа, получившая свое название, имеющая внешне заданную цель и структуру. У группы минимальный опыт совместной деятельности, поэтому устойчивых межличностных отношений пока нет. На этом уровне группа не может находиться длительное время: она либо распадается, либо переходит на следующий уровень своего развития.
Разные авторы отвечают на этот вопрос по-разному. Это объясняется разными подходами к выделению этапов развития малой группы [2]. Одни авторы выстраивают теоретические модели развития группы от стадии её формального образования до высшей стадии развития. В отечественной психологии этот подход представлен прежде всего интересной моделью Л. Уманского, к изучению которой мы обратимся несколько позже.
Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» учащиеся, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов.
Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.
Третий этап характеризует коллектив с развитой системой детского самоуправления, включающей ее эффективно действующие органы, обладающие реальными обязанностями и правами, которые переданы им педагогами. На данном этапе развития коллектива требования предъявляются каждым воспитанником к самому себе.