Основные черты административно правовых отношений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные черты административно правовых отношений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Адресуется оно второй стороне отношения.

Прежде всего, административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и такие, как наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, возникновение правоотношение на основе нормы права и в связи с ней и т.д.

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

Юридические факт – это конкретные жизненные обстоятельства (события, действия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений. Юридические факты, как правило, возникают в результате активно выраженного действия (пассивного бездействия). В любом случае действия или бездействия связаны с волей человека. Такие факты называются волевыми.

Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Индивидуальный правовой статус динамичен. Он меняется на протяжении всей жизни человека. Индивидуальный статус не зависит от принадлежности личности к гражданству какого-либо государства.
Таким образом, административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты.

В основе каждого общественного отношения, возникающего на основе нормы административного права, лежит установка на присутствие императивного государственного участия в правоотношении.

Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

§ 2. Основные черты административно-правовых отношений

У административно-правовых отношений есть свои особенности (основные черты), отличающие их от других видов правоотношений. Выделим основные из них.

Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления) .

Иногда в качестве объекта административно-правового отношения называют какой-либо материальный предмет (например, орудие правонарушения), забывая при этом, что административно-правовому регулированию подвергаются не вещь, а действия человека по отношению к этой вещи.

Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Важнейшим признаком субъектов административно-право- вых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности.

Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта управления (управляющей стороны).

Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Во-первых, это первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму.

Характер административно-правовых отношений как властеотношений предопределяется доминирующим положением одной их стороны — субъекта управления (управляющей стороны).

Принимая во внимание указанный признак, следует особо отметить, что от возникновения административно-правовых отношений по инициативе управляемой стороны они местами не меняются, поскольку у управляющей стороны возникает юридическая обязанность вступить в эти отношения не перед управляемой стороной, а перед государством.

Административно-правовые отношения наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права.

Так как в административно-правовых отношениях одна сторона всегда управляет, а другая подчиняется, и без управляющей от имени государства стороны эти отношения невозможны, то необходимо и наличие обязательного субъекта этих правоотношений, который будет наделен полномочиями на осуществление государственно-управленческой деятельности.

Отраслевой статус личности состоит из прав, свобод, обязанностей, закрепленных определенной отраслью права — гражданским, трудовым, административным, уголовным правом и др.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Критерии при возникновении правоотношений

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Сторонниками данной позиции являются, Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин. и многие другие. Ю.Н.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Принципиальным положением является то, что гражданин — один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Административно-правовой статус граждан РФ

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент).

Административно-правовые отношения возникают по иници­ативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй сто­роны не является во всех случаях обязательным условием их воз­никновения.

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Конечно, слово «команда» звучит достаточно жестко. Но всегда надо исходить из реального учета того, что все зависит от регулируемой ситуации. В одних случаях (например, в условиях чрезвычайного положения) она действительно жесткая, но в других может ощущаться как мягкое воздействие на поведение (например, дозволение, стимулирование).

§ 1. Понятие и особенности административного правоотношения

Понятие и особенности административного правоотношения: Административно-правовые отношения — это один из наиболее сложных институтов общей части административного права. К счастью, в науке административного права этот вопрос разработан достаточно полно. В работах таких ученых, как Ю.М.

Поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон яв­ляется официальный и полномочный субъект исполнительной вла­сти.

Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения.

Сфера государственного управления — управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда на­ходят свое выражение все основные качества, присущие государ­ственно-управленческой деятельности, а также интересы, выража­емые в процессе практического осуществления этого вида государ­ственной деятельности.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров.

Это означа­ет, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сфе­ры государственного управления и является одним из атрибутов го­сударственно-управленческой деятельности. Суть его — в приня­тии полномочным исполнительным органом (должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым явля­ется законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию.

Субъектами административных правоотношений могут являться: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, их структурные подразделения, предприятия и учреждения; общественные объединения; служащие государственных органов власти, предприятий и учреждений, а также служащие общественных объединений, коммерческих организаций; представители общественных формирований.

В силу этого важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений.

В зависимости от субъекта управления

Данный правовой статус включает права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные в международных правовых документах.

Административно-право­вые отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на нача­лах «власть — подчинение». Для подобной их оценки имеются оп­ределенные основания, однако буквальное истолкование формулы «властеотношения» требует многих уточнений, разъяснений и до­полнений.
Определение административно-правовых отношений не вызывает сомнений у специалистов: административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Так, виднейший специалист в области административного права вообще и проблематики административных правоотношений в частности Ю.М.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *