В основе деления системы права на отрасли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В основе деления системы права на отрасли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предмет правового регулирования–это совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций.

Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п.

54. Институт права: понятие и виды

Современная юридическая теория в вопросе об основаниях построения системы права осталась на прежних позициях. Действующая система права с учетом предмета и метода правового регулирования подразделяется на основные отрасли, внутри них — на профилирующие. Всевозрастающий массив законодательства испытывает острую нужду в некоем объединяющем его начале.
Укрупненному взгляду на проблему структурирования системы права, который изначально ориентировал бы не на дробление (партикуляризацию), а на «собирание», интеграцию составляющих систему права юридических элементов отвечает принцип (идея) деления права на частное и публичное.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

О.П- относительно самостоятельный компонент системы права, состоящий из правовых норм и правовых институтов, регулирующий качественно однородную сферу обществ отношений, специфическим набором средств, способов и приемов регулирования.
Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формальным.

Критерии деления права на отрасли и институты

Принципы правотворчества — это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Подотрасли регулируют отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.

Похожие вопросы

Через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтрибуналов и нарсудей, кои не учатся этому и по хотят понять этого».

Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Основания деления права на отрасли.: В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Критерии деления системы права на отрасли.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий — предмет правового регулирования — считается главным, второй — метод правового регулирования – вспомогательным.

Метод правового регулирования относится к дополнительному (субъективному) критерию, поскольку зависит как от предмета правового регулирования, так и от воли законодателя.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Метод правового регулирования относится к дополнительному (субъективному) критерию, поскольку зависит как от предмета правового регулирования, так и от воли законодателя.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы – не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении.

Помимо этого, можно указать и на то, что каждой отрасли права свойственна в плане юридической техники отраслевая типизация.

Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского [6; 301].

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять, как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Автономный метод (метод координации) — это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны — участники правоотношений — выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права.

В целом правовая система обеспечивает целостность, организованность и стабильность общественных связей, противостоит негативным явлениям в общественной жизни. Разумеется, эта целостность достигается по-разному в различных государствах.

60. Стадии процесса применения норм права

Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают…

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию.

2. Основания деления права на отрасли.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

Признание права системным образованием предполагает обоснование критериев построения этой системы и этими критериями выступают предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования следует понимать сферу качественно однородных общественных отношений, которые…

В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Признание права системным образованием предполагает обоснование критериев построения этой системы и этими критериями выступают предмет правового регулирования…

Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало развитию советского социалистического права, в том числе и финансового права. Возникновение…

Последующее обсуждение данной проблемы (1958—1959 гг.) подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права: в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д.

Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть.

По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *