Материальные финансово правовые нормы примеры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальные финансово правовые нормы примеры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норма финансового права по своей логической структуре состо­ит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм.

Нормы финансового права являются публично-правовыми по своей направленности и регламентируют общественные отношения, имеющие общий (публичный) характер, т.е.

Самым типичным примером процессуальных финансово-правовых норм служат положения части III «Бюджетный процесс в Российской Федерации» БК РФ. Еще одним примером большой группы процессуальных финансово-правовых норм выступает глава 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов» НК РФ.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

Таким образом, при определенных подходах к статусу Банка России можно считать, что он издает финансово-правовые нормы, не представляя при этом государство.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Меры финансово-правовой ответственности применяются госу­дарственными органами и их должностными лицами. К таким ор­ганам относятся федеральное казначейство. Государственный та­моженный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судеб­ного разбирательства).

Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся и в экономике, социальной сфере, на финансовых рынках и в других областях.

Поиск по рефератам и авторским статьям

Существование в финансовом праве диспозитивного метода правового регулирования, а значит, и диспозитивных финансово-правовых норм является новеллой финансово-правовой науки, которая сравнительно недавно стала завоевывать умы исследователей. Действительно, к некоторым современным законодательным конструкциям лучше всего применима диспозитивная модель правового регулирования.

Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке.

Диспозиция требует определенного поведения от участников фи­нансовых отношений и не допускает отклонения от этих требо­ваний.

Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке.

Посредством санкций осуществляется государст­венное принуждение к исполнению финансово-правовых норм.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм.

Регулятивные финансово-правовые нормы образуют основную часть финансового права. Регулятивные финансово-правовые нормы непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов финансового права (финансовых и налоговых органов, граждан) путем указания на их юридические обязанности и права.

Регулятивные нормы направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

Доминирующую роль в системе норм финансового права играют обязывающие нормы, между тем как уполномочивающие и запрещающие нормы в целом способствуют реализации норм обязы-вающих. Такая роль обязывающих норм обусловлена спецификой финансовой деятельности государства, предполагающей, особенно в области налоговых и бюджетных отношений, неукоснительное вы-полнение заданий государства.

Финансовое право, как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т. е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансовой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, но и в вытеснении правовых отношений и явлений, не отвечающих современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса публичных и частных интересов.

Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. за­крепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отноше­ниях и т.д.

Главным образом к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед­ние годы круг таких субъектов расширяется.

Классификация финансово-правовых норм достаточно обширна и разнообразна. Многие представители науки предложили собственную группировку норм по видам (Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова, Ю.А. Крохина и др.). Необходимо привести несколько основных классификаций, имеющих учебно-методическое значение в рамках курса финансового права.

Они требуют соблюдения предус­мотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

К бюджетным правоотношениям относятся:

А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного со­держания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-право­вых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финан­сово-правового регулирования.

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от первых регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмот­ренных регулятивными нормами.

Нормы финансового права: Финансово-правовые нормы: понятие и особенности. Нормы финансового права — исходный, главный элемент финансового права как социального образования.

К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116-129 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.

Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

В финансовом пра­ве процессуальные нормы имеют важное значение, поскольку обеспечивают формализованность финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Кроме того, финансовые нормы имеют еще одну существенную особенность — это, что они в подавляющем своем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. они устанавливают обязанности самых различных субъектов финансового права.

Слайд 8

Это правила поведения: призванные регулировать и направлять поведение людей в сфере финансов и государственного управления; обеспечиваемые прину-дительной силой государства и его авторитетом; отличающиеся точ-ностью, детализированностью, категоричностью предписаний; пре-доставляющие одному субъекту правомочия, а на другого субъекта возлагающие обязанности и т.д.

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. Такова норма ст.8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст.6 БК РФ.

Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязанностями для данных органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *