Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Произведение искусства как объект авторского права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Право распространяется на имеющее любой предметный (зримый) образ произведение – вне зависимости от способа его выражения, достоинств, назначения.
Пример 1. Совершенно очевидно, что работодатель не вправе претендовать на исключительное право использования музыкального произведения или программы для ЭВМ, созданных главным бухгалтером организации в свободное от работы время.
Более того, даже в случае, если ваш разносторонне талантливый работник творит в ущерб своим служебным обязанностям в рабочее время без всякого на то задания с вашей стороны, используя при этом производственные ресурсы (компьютер с необходимым программным обеспечением, ручки, карандаши, бумагу и т.д.), права на созданное таким образом произведение в полной мере будут принадлежать сотруднику.
Авторское право на служебные произведения
Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.
Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом. По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в разряд общественного достояния и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений
Более сложной с точки зрения нарушения и защиты от подобного, является переработка произведения. Дело в том, что авторские права в искусстве не охраняют саму идею и концепцию. Другими словами, можно получить охрану на свою картину, но не на идею морского пейзажа. С другой стороны, попытка выдать свою картину, за произведение другого известного автора – тоже является правонарушением.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона «Об авторском праве» на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются.
Характерной чертой авторов Древнего Египта является стремление не связывать созданное произведение со своим именем.
Как можно видеть, чуть больше половины перечисленных в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ способов использования произведений может быть применима к произведениям изобразительного искусства.
Ход трансформации представлений о творчестве художника кратко можно изложить следующим образом. До середины XVIII века идея автора представляла собой сочетание двух понятий. Главное место занимало представление о художнике как ремесленнике, мастере, владеющим набором правил и технических приемов, используя которые он обрабатывает традиционные материалы и достигает желаемого результата.
Однако указанные институты основывались на общественных интересах, а не защите прав автора, а отношение к самому объекту не отличалось от отношения к любому иному имуществу с соответствующей оплатой за его создание или использование.
Гражданский кодекс Российской Федерации в части IV содержит большой блок норм, посвященных правовому регулированию произведений как объектов авторских прав.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 1229 ГК РФ надлежит понимать самым широким способом. РИД могут быть использованы абсолютно всеми способами, которые прямо не запрещены законом. То есть художник может изготавливать сколь угодно много копий своей картины, дарить свою картину кому пожелает, вывешивать на улице на всеобщее обозрение.
Автор — это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.
Охрана интеллектуальной собственности и прав авторов на произведения, являющиеся результатом их интеллектуального труда, относится к очень значимым направлениям государственной политики, основной задачей которой является создание эффективно функционирующего механизма пресечения и предотвращения нарушения авторских прав.
Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
История российского авторского права отличается от истории авторского права других стран по многим причинам, среди которых особенности общественно-политического устройства нашего государства и своеобразие ее исторического развития.
ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
Автор и создатели, исключительное право на аудиовизуальное произведение
Следует сказать, что авторские права не имеют концепции, идеи, методы, принципы, системы, процессы, варианты решения организационных, технических и других задач, факты, открытия, языки программирования.
Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.
В 1759 г. английский поэт Э. Юнг пишет трактат «Размышления об оригинальном творчестве», где проповедует об оригинальности каждого поэта, первоисток которой он усматривал в собственном гении поэта. Очерк Э. Юнга сразу же получил широкий резонанс в Германии, позже – признание в самой Англии. Все это возымело глобальные последствия – немецкие теоретики от И. Г. Гердера и И. В. Гете до И. Канта и И.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Хотя и сегодня случаются инциденты, когда известное полотно попросту похищают из музея, на один такой случай приходятся сотни случаев мелкого воровства чужого объекта авторского права (АП) в интернете.
Произведения искусства, как объект авторского права, охраняется законом, его статус и права создателя регулируются соответствующими положениями ГК РФ. Но на практике, художникам, музыкантам, архитекторам и др. Творцам, приходится в суде доказывать свое авторство, чтобы прекратить неправомерное использование своего произведения.
Важный момент: охрана распространяется не только на все произведение в целом, но и на его части, на персонажей и на название. При этом закон указывает на то, что они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. При этом они сами должны содержать творческий характер.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
В комментируемой статье дан общий перечень объектов авторского права, в который включены прежде всего произведения науки, литературы и искусства, а также названы другие объекты, которые являются результатом творческой деятельности человека.
Музыкальное произведение как объект авторского права
Субъектом исключительного права на произведение считается лицо, его создавшее.
- Коллектив авторов, работавших совместно над трудом, является субъектом АП. Соавторам может принадлежать право на все произведение целиком (нераздельное соавторство). В случае участия в творческом труде в какой-то период времени соавторство называют раздельным. В этом случае часть произведения может использоваться отдельного от всего труда (например, иллюстрации и текст книги, музыка и слова песни).
- Правопреемники, которым переходят отдельные права творца (к примеру, физлица по наследству; издательства, печатающие энциклопедии, сборники, журналы и пр.; государство при ликвидации юрлица, обладающего авторским правом).
- Наниматель (если произведение создано согласно служебным обязанностям).
Неиспользование работодателем в дальнейшем произведения, созданного работником в порядке выполнения своих трудовых обязанностей, ни в коей мере не может служить основанием для отказа в признании произведения служебным.
Законом не оговаривается обязательность регистрации исключительного права на результат научного, интеллектуального, художественного труда. Объектами охраны творческие произведения становятся в момент их создания. Это могут быть как представленные обществу, так и неизданные (неопубликованные, обнародованные) плоды творчества.
Произведение как объект охраны авторского права
Правообладатель — лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.
Третий элемент произведения живописи — его образный строй. Это или образ природы, как ее видит и чувствует художник, или образ человека и т.д.
В литературе сложилось мнение, что приведенный в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ перечень способов использования произведений является исчерпывающим. Данная точка зрения представляется в корне неверной. Если внимательно прочитать начало пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, то сразу же бросается в глаза то, что эта норма начинается фразой: «использованием произведения… считается, в частности». Прежде чем нарисовать вышеуказанный черный квадрат, Малевич, несомненно, о чем-то думал, и ему пришла в голову какая-то мысль, которую он и выразил таким своеобразным способом.
При изучении института авторского права такой принцип организации исследования позволил сделать выводы, зачастую противоречащие мнениям российских ученых-цивилистов, выявить ряд проблем правового регулирования интеллектуальной собственности.
Объект авторского права получает соответствующую охрану, согласно ГК РФ, даже если такое произведение не было опубликовано.
Оценка стоимости нематериальных активов — тест
Именно это подразумевается под правом следования. В литературе его также называют правом долевого участия.
Из этого следует, что, даже если произведение изобразительного искусства создано в довольно своеобразной манере, которая понятна только ограниченному кругу ценителей живописи, и на первый взгляд в нем нет ничего уникального или оригинального, все равно такое произведение должно признаваться объектом авторских прав.
Примечательно, что, хотя закон и выделяет более конкретные виды произведений (от способа выражения) в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, перечень остается открытым, т.е. могут быть и другие произведения. В этом перечне упомянуты музыкальные, архитектурные, хореографические, изобразительные и иные произведения.