Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение оружия и специальных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Статья 16 чётко указывает лишь на два случая, когда можно применять спецсредства или стрелковое оружие без предупреждения:
- Если промедление повлечёт за собой опасность для жизни и здоровья охранника;
- Если действия нарушителя могут повлечь за собой непоправимые последствия.
Сотрудники органов государственной безопасности при выполнении возложенных на органы государственной безопасности задач имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применять и использовать оружие, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.
Физическая сила, специальные средства, боевая и специальная техника применяются, оружие применяется и используется исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов государственной безопасности в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Условия применения мер безопасности:
Приобретение огнестрельного оружия и боеприпасов к нему производится по сертификатам, выдаваемым горрайорганами внутренних дел по месту учреждения частных охранных предприятий или служб безопасности.
Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, как правило, делается голосом, а при большом скоплении граждан с использованием средств усиления речи.
Сотрудник органов государственной безопасности вправе привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.
Сотрудник органов государственной безопасности, применивший физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.
Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия.
Статья 42 УК РФ гласит: не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.
Количество специальных средств, оружия и боеприпасов к нему, на получение которых выдается сертификат, определяется исходя из потребностей частного охранного предприятия или службы безопасности, но не должно превышать количество единиц, рассчитанное по нормам положенности.
Данные правила определяют, что «сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие. Статья 14 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» указывает, что сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
Перед применением сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия он обязан всесторонне оценить сложившуюся обстановку, сделать выводы для принятия решения по их использованию с учетом минимизации вероятного причинения ущерба.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники УИС должны соблюдать ряд обязательных условий.
Настоящее учебное пособие предназначено для сотрудников уголовно- исполнительной системы, курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. В пособии рассматриваются вопросы применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, приводится материал для самоподготовки.
В системе правоохранительных органов Российской Федерации, на которые возложена функция предупреждения преступлений и иных правонарушений, в целях обеспечения прав и свобод личности значительное место принадлежит органам исполнительной власти.
Настоящее учебное пособие предназначено для сотрудников уголовно- исполнительной системы, курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России. В пособии рассматриваются вопросы применения сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, приводится материал для самоподготовки.
В ст.5 упоминаемого закона конкретизируется вид оружия, который и правоохранительными и военизированными структурами.
Частные охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон «О полиции» обязывает сотрудника полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19). В данном случае рассматривается нс только минимизация причинения вреда здоровью гражданина, но и минимизация ущерба материальным объектам.
С целью минимизации причинения вреда здоровью сотрудник полиции наряду с физической силой и специальными средствами имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения (ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции»).
Руководители частных охранных предприятий и служб безопасности осуществляют контроль и несут ответственность за обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств.
Соответствующую подготовку проходят сотрудники полиции, имеющие право применять световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, по окончании которой, они получают в установленном порядке соответствующий допуск (ч. 6 ст. 18). Это вызвано характером функционирования указанных специальных средств и обеспечением соответствующих мер безопасности их применения.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при применении оружия, специальных средств и физической силы действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются оружие, специальные средства и физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
С юридической точки зрения основным документом, определяющим содержательное наполнение деятельности уголовно-исполнительной системы, стал принятый в 1890 году Устав о содержащихся под стражею.
Наряду со штатными подразделениями, созданными и действующими на постоянной основе, в деятельности полиции используются подразделения, создающиеся для выполнения оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, так называемые временные подразделения (сводные отряды, снайперские группы, группы захвата [1]) и т.п. В таком случае предупреждение, как показывает практика, делает командир сводного подразделения полиции или специально назначенное лицо данного подразделения.
Командир подразделения, отдавая приказ о применении огнестрельного оружия, несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий. Сотрудник полиции, действующий в составе подразделения и получивший явно незаконный приказ о применении оружия, обязан руководствоваться законом и вправе не выполнять данный приказ. На основании ст. 42 УК РФ сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие во исполнение обязательного для него приказа, если незаконность приказа не была очевидной для сотрудника полиции, не будет нести уголовной ответственности. Уголовную ответственность в случае наступления соответствующих последствий несет командир подразделения, отдавший незаконный приказ. Сотрудник полиции, действовавший в составе подразделения и исполнивший заведомо для него незаконный приказ о применении огнестрельного оружия, будет нести уголовную ответственность на общих основаниях при наступлении тяжких последствий.
Имеют место случаи, когда сотрудник полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» [2] имеет право не предупреждать гражданина о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие.
Если промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении о применении специальных средств или огнестрельного оружия.
Закон позволяет применять силу или оружие не только тогда, когда на сотрудника полиции наведен ствол пистолета, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (огнестрельное или холодное оружие выхвачено из потайного места и т.д.).
Предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении специальных средств и огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.
Кроме того, законом предусмотрены и иные случаи, когда исключается из правил обязательное предупреждение граждан о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие, например специальные средства:
- в случаях установления специальных окрашивающих средств («химических ловушек») в какой-либо организации для выявления лиц, совершающих преступления;
- при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия;
- при задержании подозреваемого во время нахождения сотрудников полиции в засаде;
- при освобождении заложников.
Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной, стрессовой обстановке, которая возникает в случае необходимости его применения.
Оцените правомерность действий сотрудника.
В результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия им может быть причинен гражданину вред здоровью. В этом случае он обязан принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшему гражданину.
Если стрелявший не знает, как оказывать первую помощь, лучше не трогать раненого до приезда скорой помощи.
Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на применение и использование оружия в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств.
Огонь без предупреждения, в каких ситуациях он возможен?
Согласно ранее действующему законодательству сотрудники следственных изоляторов и исправительных учреждений руководствовались различными правовыми положениями при применении мер безопасности.
В законе также предусматривается право сотрудников спецслужб брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ФСБ, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности. Перечень таких признаков будет определяться руководителем ФСБ.
О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник УИС обязан доложить своему непосредственному начальнику и создать условия для законной проверки и оценки своих действий со стороны компетентных органов. Выполнение этого требования не зависит от того, был задержан правонарушитель или нет.
Сотрудники ФСБ обязаны оказать первую помощь лицам, получившим в результате их действий травмы, а также принять меры, чтобы как можно скорее доставить пострадавших к врачу. О каждом случае ранения граждан либо их смерти в результате применения оружия будет необходимо уведомить прокурора в течение 24 часов.
Имеются ли нарушения в действиях сотрудника.
Ситуации применения оружия военнослужащими во многом сходны с ситуациями применения служебного оружия сотрудниками МВД. Все военнослужащие могут применять стрелковое оружие для защиты своей жизни и здоровья, если это необходимо для обороны. Командный состав может приказать своим подчинённым применить оружие в следующих случаях:
- Для отражений различных нападений на объекты, находящиеся под охраной военной части, колонн, машин и иного армейского имущества;
- Применение оружия часовым производится по уставу, сначала должно последовать предупреждение и выстрел в воздух, потом открывается огонь на поражение;
- Если замечена попытка захвата оружия или военной техники, открывается огонь на поражение;
- Применение оружия разрешается при задержании лиц, которые вооружены и не подчиняются требованиям о сдаче.
Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа уголовно-исполнительной системы с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В качестве подручных средств, например, могут использоваться форменная обувь (удары ею по конечностям нападающих), расческа, спортивная сумка, барсетка, мокрое полотенце, палка, связка ключей, камень, кирпич и т. д. При использовании подручных средств удары не должны наноситься в жизненно важные места организма.
На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.
Процесс юридического оформления и закрепления системы мер безопасности (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) в российской тюремной системе эволюционировал вместе с самой системой в ходе ее исторического развития.