Работа с детьми инвалидами в библиотеке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа с детьми инвалидами в библиотеке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В рамках программы в штат библиотеки была введена единица главного библиотекаря по работе с детьми-инвалидами.

Всевозможные выставки творческих работ под названием «Добрых рук мастерство», «Прекрасное – своими руками», проводимые в библиотеке, делают пенсионеров и инвалидов не только их посетителями, но и участниками. Ведь в свободное время они любят шить и вязать, увлекаются цветоводством и резьбой по дереву, слушают музыку, занимаются другими видами творчества.
На основе договора на информационно-библиотечные услуги библиотека работает с местным отделением Всероссийского общества слепых и с Озерским городским отделением Челябинской городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов.

Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

А нам, работникам библиотеки, предоставляется уникальная возможность – вернуться в детство. Ведь, общаясь с особенными детьми, и сам становишься добрее, мудрее, учишься у них терпению, сочувствию, умению радоваться, смеяться, умению жить!
Мы будем продолжать крепить дружбу этих детей с нашей библиотекой. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.

В работе семинара приняли участие более 60 специалистов, представляющих специальные и публичные библиотеки из 24 регионов России, а также представители Администрации Владимирской области, областных организаций Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества инвалидов.

Библиотека равных возможностей: опыт работы абонемента по обслуживанию инвалидов по зрению детской библиотеки-филиала №2 учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек г.

Кроме того, заключены договоры о совместной деятельности с Челябинской областной специальной библиотекой для слабовидящих и слепых и Свердловской областной специальной библиотекой, которые выделяют нам во временное пользование специальные виды изданий: «говорящие книги», рельефно-точечные издания – шрифт Брайля, крупно– шрифтовые издания. Работа ведется по межбиблиотечному абонементу.

Ежегодно мы проводим маркетинговые исследования, которые способствует изучению потребностей «особых» детей, позволяют выявить увлечения, интересы и способности детей – инвалидов. После этого мы разрабатываем основные направления деятельности с детьми, их родителями и воспитателями.

На учёте в обществах состоит 279 человек, слабовидящих — 74, а в городе — 6987 человек с ограниченными возможностями.

С целью оказания помощи разработана программа «Через тернии — к звёздам», согласованная с педагогами и библиотекарем Центра. В рамках этой программы работа с детьми ведётся по проектам: «О павших за Родину память храним», «Золотые купола России» и другим.

Библиотекарь рассказала об истории праздника, о людях с ограниченными возможностями здоровья, их достижениях, стараясь донести до слушателей необходимость бережного, внимательного и доброго отношения к таким людям.

«Особый» ребёнок в детской библиотеке

Так как люди с ОВЗ как целевая группа пользователей публичных библиотек неоднородна, работа с ними должна проводиться дифференцированно на основании характера ограниченных возможностей (дефекты зрения, слуха, ограниченная подвижность) и возраста (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые люди) [3].

Библиотерапия — это коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения. При этом мультимедийные сказки читаются такими детьми с большим удовольствием, равно как и мультимедийные библиотечные уроки запоминаются ими лучше.

Библиотека сотрудничает с Центром лечебной педагогики и дифференцированного обучения, где учатся дети с отклонениями в умственном развитии и нарушениями психических процессов. Специалисты считают, что не поддаются коррекции только те дети с задержкой развития, в основе дефекта которых лежат генетические или тяжёлые социальные причины.

Уже давно известен тот факт, что начальной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие. Оно оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка. Сенсорную комнату используют как дополнительный инструмент терапии. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, мягкие стены и пол – все это создает ощущение покоя.

Ведущие рассказали о людях, сумевших преодолеть жизненные трудности и найти себя в профессии, спорте, живописи, литературе. Такие люди служат примером для всех. Были представлены книги, авторы которых люди с ограниченными возможностями, показаны видеоролики о доброте и милосердии.

Сухие листочки натуральны, пахнут осенью, невесомы, шершавы на ощупь, хрупки. Простое держание такого листочка на ладошке приносит радость и вызывает у ребенка сильный эмоциональный отклик. С помощью листьев и клея можно создать коллаж. На бумаге формат А4 наносится клей – карандашом рисунок, сухие листья растираются на мелкие частички и высыпаются на клееный рисунок.

В православии «Пасха» — наиболее важный для верующих праздник, «царь дней», «праздник праздников», «торжество торжеств» — называет его церковь. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти. Мероприятие получилось очень ярким, насыщенным, познавательным.

В библиотеке духовно-нравственного развития «Преображение» состоялась презентация книги липецкого писателя и журналиста Татьяны Щегловой «Дорога к храму».

Библиотека сегодня не только выполняет просветительские и социокультурные функции, но и активно помогает реабилитации детей-инвалидов, их адаптации в обществе.

Специальным автотранспортом библиотека обеспечивает доставку инвалидов на мероприятия. Для этого за 3 дня до предполагаемой поездки на мероприятие по телефону нужно сообщить дату и наименование мероприятия, которое планируется посетить, особенности состояния здоровья, влияющие на передвижение.

При подготовке к данному семинару, многие публичные библиотеки рассказали о своём опыте работы с данной категорией читателей. Эти материалы были использованы для подготовки обзорного доклада, но на страницах информационного бюллетеня мы хотим более полно познакомить Вас с некоторыми статьями, тезисами и мнениями коллег.

Как правило, они тесно взаимодействуют с органами местной власти, органами социальной защиты населения, обществами инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ), реабилитационными центрами, общественными организациями и другими учреждениями, цель которых – решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально незащищенных слоев населения.

Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!

Роль библиотеки в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно. Для одних детей мир открывается именно через книгу, для других – общение со сверстниками и библиотекарями, возможность посильного участия в различных мероприятиях, которые проводятся в библиотеке.

В библиотеке организована Яблочная полка с целью устранения информационных барьеров между потребителем информации с ограничениями жизнедеятельности и документом. Специалисты социальной библиотеки привлекают читателей-инвалидов к активному участию в библиотечной и культурной жизни нашего города.

На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, эти дети нуждаются в полноценной психолого — педагогической помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий направленных на создание условий для полноценного функционирования личности. Только в комплексе можно получить максимальный результат.

В сенсорной комнате мы играли в так называемые сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением внимания ребенка.

Работа школы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

Техника «Марания». Название произошло от слова «марать»- пачкать. В конкретном случае, речь идет о спонтанном рисунке ребенка, выполненном в абстрактной, свободной манере.

Также проводятся платные концерты, средства с продажи билетов поступают в благотворительные фонды по поддержке недееспособных людей.

Всегда с интересом принимаются мероприятия краеведческой тематики: цикл бесед с видеопоказом «Все чудеса Урала»: Аркаим, Зюраткуль, Тургояк, Таганай, Ильменский заповедник.

Карачаево-Черкесской Республиканской детской библиотекой им. С.П.Никулина накоплен определенный опыт работы в данном направлении.

Гниломедова Т. М., руководитель библиотечно-информационного центра «Социальный» МУ «Централизованная библиотечная система г.

Досуговая деятельность, которая организуется для людей с частичной или полной недееспособностью, регулируется не только администрацией, но и органами социальной защиты, медицинскими организациями и муниципальным управлением.

Посетили Ефимовых Раису Филипповну и Веру Филипповну, и Лукина Валентина Григорьевича. Звучали душевные поздравления с праздником. Хозяева обрадовались небольшим подаркам, но больше конечно вниманию. В наш век стремительных технологий всем так не хватает общения, внимания, особенно людям с ограниченными возможностями.
В одних случаях на такие мероприятия допускаются исключительно люди с частичной или полной недееспособностью, в других – и больные, и здоровые граждане. Во время мероприятий сотрудники организации рассказывают об особенностях творчества того или иного автора, проводят ознакомительные лекции, устраивают читательские вечера и доставляют заказанные заранее книги и журналы на дом людям с инвалидностью.

План мероприятий по проведению Декады инвалидов

Однако, несмотря на усилия педагогов, воспитателей, социальных работников дети с ограниченными возможностями здоровья не ощущают себя полноправными членами общества.

Организован семинар- практикум «Игровые занятия, упражнения на развитие фантазии и словесного творчества детей». Проведен мастер-класс «Игра детей — дело взрослых» и круглый стол «Ребенок. Как с ним общаться?».

Детская библиотека проводит для детей-инвалидов культурно-досуговые и образовательные мероприятия, конкурсы, выставки детского прикладного творчества. Дети всегда являются постоянными гостями и что особенно важно, активными участниками всех проводимых мероприятий.

Библиотекарь посетила на дому 10 читателей с ограниченными возможностями здоровья. В результате акции этой категории читателей было выдано 50 книг.

В случае обслуживания лиц с ОВЗ библиотеками, как правило, используется такая форма внестационарного обслуживания, как книгоношество (надомный абонемент), т. е. литература доставляется на дом библиотекарями или волонтерами из числа активных читателей, родственников инвалидов.

Важной частью нашей работы является обеспечение максимальной доступности к информационным ресурсам и комфортности обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Этой категории населения предоставляется стационарное и надомное обслуживание. В библиотеке особые пользователи выделены в отдельные группы, их читательские формуляры помечены специальными значками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *