Административная ответственность за ограничение конкуренции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за ограничение конкуренции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для квалификации иных действий либо бездействия как злоупотребления доминирующим положением, перечень которых не сформулирован в Законе о защите конкуренции исчерпывающим образом, необходимо установить наличие или угрозу наступления любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Последний вариант рассмотрим подробнее (в той части, которая касается отношений по закупкам для госнужд).

Уголовная ответственность за ограничение и устранение конкуренции (Чураев Т.Ф.)

В ч. 3 ст. 15 указанного Закона установлен специальный запрет совмещать функции органов государственной власти, органов местного самоуправления и функции хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.

В части 2 комментируемой статьи установлено, что привлечение к ответственности лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
Важность изучения различных аспектов антимонопольного законодательства в настоящее время не вызывает сомнений.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в нескольких главах, в зависимости от объекта посягательств. В главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» предусмотрена ответственность за самовольное…

Уголовное законодательство содержит отдельную статью, предусматривающую санкции за ограничение конкуренции, — ст. 178 УК РФ. Наказание в этом случае зависит от тяжести и сопутствующих обстоятельств содеянного и предусматривает санкции от штрафа (300 000–1 000 000 руб.) до лишения свободы (до 7 лет).

Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной информации.

Следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [8] закрепляет множество составов административных правонарушений, которые предусматривают ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица указанных выше антимонопольных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — 250 миллионов рублей. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства.

Велик диапазон возможного вреда. Какой-то предприниматель может раскаяться, возместить ущерб, сам заявить о нарушении в антимонопольные органы и т. д. Поэтому в развитие норм КоАП РФ об «оборотных» штрафах мы разработали методику расчета величины штрафа, которую и применяем.

Учеными выделяются такие виды юридической ответственности, как: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная, материальная, процессуальная, конституционная [5, с. 455].

Особенностью положений о дисквалификации Швеции является то, что дисквалифицирован может быть не только топ- менеджмент компании, но также нижестоящие должностные лица.

Административная ответственность юридических лиц, их руководителей и иных работников (см. примеч. к ст. 2.4 КоАП РФ) за злоупотребление доминирующим положением и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия, совершенные хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%, предусмотрена ст. 14.31.1 КоАП РФ.

Особенностью положений о дисквалификации Швеции является то, что дисквалифицирован может быть не только топ- менеджмент компании, но также нижестоящие должностные лица.

Уголовная ответственность в соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) наступает за установление и (или) поддержание монопольно высоких либо монопольно низких цен, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок с причинением ущерба более 1 млн руб. либо получением дохода, сумма которого превышает 5 млн руб.

Нарушению запретов и требований, предусмотренных данной статьей, корреспондирует статья 14.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за «ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления».

В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях по данной статье следует иметь в виду Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный КС России в указанном постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Штрафы должны быть достаточно высокими, чтобы служить серьезным сдерживающим фактором для нарушителей.

Рассчитанный на основании данной суммы максимальный штраф, который может быть наложен на физическое лицо, составлял 5000 рублей, а на юридическое лицо — 500 000 рублей.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ статья 8 данного закона определяет довольно общими понятиями, хотя на практике это процесс сложный, многоуровневый и не всегда явный.

Сложность и острота этого вопроса связана, в первую очередь, с тем, что ни один из нормативных актов (в том числе ФАС России) не принят в связи с введением «оборотного» штрафа. Смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ, в большей части рассчитаны для оценки действий физических лиц и, соответственно, не могут применяться ФАС России для расчета штрафа юридического лица.

Затем полученная сумма делится на коэффициент 15. Полученная в результате сумма является одновременно и минимальной суммой штрафа (1%), и базовым коэффициентом для расчета окончательной суммы штрафа с учетом различных отягчающих и смягчающих обстоятельств. В соответствии с новой методикой для получения базового коэффициента максимальный штраф предлагается делить не на 15, а на 7,5.

Цифры не прибавляют оптимизма и подтверждают решительность ФАС России и ее территориальных органов максимально часто и повсеместно применять «оборотные» штрафы, даже в тех случаях, когда для защиты конкуренции на товарных рынках достаточно направления предписания антимонопольного органа и штрафа за его неисполнение — это максимум.

Такова картина основных изменений, последовавших в российском административном законодательстве, регламентирующем вопросы административной ответственности в 2009 году.

Бегимбетов Р.П., Гуленков М.С., Землянова А.Н. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(67). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 5-10.

Совершение любого из перечисленных действий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, если они совершены субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.

Нарушение антимонопольного законодательства влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Ответственность за ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием властных субъектов установлена частью 3 статьи 14.32.

Такое же регулирование содержалось ранее в ст. 22.1 Закона 1991 г. о конкуренции, но при этом назывались и виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства — гражданско-правовая, административная и уголовная. Эта классификация не утратила своего значения и в условиях действия комментируемого Закона, в связи с чем представляется целесообразным отметить следующее.
Данная статья устанавливает административную ответственность за соглашения и согласованные действия как с участием самих хозяйствующих субъектов (например, за картели), так и за соглашения и согласованные действия с участием властных субъектов, в том числе: а) властных субъектов между собой и б) властных субъектов с хозяйствующими субъектами.

Есть ли административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды?

Так, в одном из дел антимонопольный орган посчитал, что отказ от согласования расписания движения автобусов и направление перевозчиков за согласованием времени отправления с другими перевозчиками привели к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок [10].

Целью настоящей статьи является обеспечение соблюдения органами публичной администрации требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.).

Дисквалификация грозит за действия, которые могут или приводят к недопущению, ограничению конкуренции; участие компаний в картельном сговоре, злоупотребление доминирующим положением, заключение органом власти соглашения или совершение согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Согласно ч. 3 статьи деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Административная ответственность за соглашения и согласованные действия с участием должностных лиц и/или органов власти предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.
За нарушение антимонопольного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *