Особенности формирования палат федерального собрания рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности формирования палат федерального собрания рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За короткую историю российского парламентаризма процедура формирования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений.

Сегодня в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

1.1 Федеральное Собрание — двухпалатный Парламент Российской Федерации

Согласно последнему закону депутаты Государственной Думы избираются по единому федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Процедура избрания депутатов Государственной Думы осуществляется в соответствии с общими принципами избирательного права и стадиями избирательного процесса.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

В самой Конституции РФ определен количественный состав, срок полномочий и частично правовой статус депутатов Государственной Думы, которые работают в ней на профессиональной постоянной основе, что вместе взятое составляет организационно-структурный фундамент Государственной Думы.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат

Члены Совета Федерации — представители по должности от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации – представителей от законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов РФ.

Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на базе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Члены Совета Федерации, являющиеся по должности руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания. Они вынуждены совмещать разные и весьма ответственные посты. При этом, конечно, больше внимания они уделяют работе в соответствующем субъекте РФ, где они избраны.

1. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией России.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета.

Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Правовые акты Федерального Собрания

В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.

Поддерживая или отклоняя законы, принимаемые Государственной Думой, члены Совета Федерации во многих случаях исходили из реальных проблем, на которые может натолкнуться реализация того или иного федерального закона.

Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент РФ, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей.

По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции РФ, вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба.

Во — ?ервых, Конституция РФ (ст. 96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Факторы, влияющие на формирование и структуру парламента Российской Федерации. Функциональные особенности верхней и нижней палаты. Существующие комитеты: назначение, порядок составления и требования. Организация Совета федерации и Государственной Думы.

Во-первых, Конституция РФ (ст.96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

В настоящее время выборы депутатов Госдумы проводятся на основе Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г. В соответствии с законом депутаты Госдумы избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правительство Российской Федерации

Вторая половина Госдумы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при ϶ᴛᴏм никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

Ст.101 (ч.3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания».

3.1 Полномочия палат Федерального Собрания РФ

Поскольку эта статья помещена в гл. «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ (через созыв Конституционного собрания).

Принцип многопартийности в отличие от принципа федерализ­ма, который тем или иным образом всегда учитывался при постро­ении органов государственной власти в Российской Федерации, — факт качественно новый в формировании российского представи­тельного органа. Он заложен в ценностях мировой парламентской теории и практики, в которую постепенно вписывается практика оте­чественная.

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не будет безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ.

Другая конституционная функция Федерального Собрания – законодательная. Она включает принятие федеральных законов, их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов.

Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парла­мент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная вза­имосвязь двух основополагающих его функций.

Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов.

К руководящим структурам Государственной Думы относятся: Совет Госдумы, а также Председатель Госдумы, его заместители, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа РФ, формирует и выражает его волю.

Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных демократических выборах.

В соответствии с указанным законом членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Послание Владимира Путина Федеральному собранию: народная модернизация «сверху»

Конституция содержит лишь отдельные положения и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.

В-третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *