Что означает в орд принцип законности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает в орд принцип законности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимо разграничить понятия правомерных организации и тактики проведения ОРМ и провокации. Критерии такого разграничения выработаны судебной практикой Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, а также ЕСПЧ.

Современный период правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) в Республике Беларусь можно назвать наиболее значимым, так как с правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.
ОРД как государственно-правовая функция базируется на системе норм, содержащихся в различных источниках, разной регулятивной значимости. Правовое регулирование отношений, возникающих в этой деятельности, обеспечивает режим законности, направленность оперативно-розыскных мер на охрану законных прав и интересов граждан, общества, государства.

Похожие главы из других работ:

Другим важным условием, призванным обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, является законодательно закрепленная возможность обжалования гражданами действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если, по мнению этих граждан, были нарушены их права и свободы.

Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.

Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по-существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке.

Принципы создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

Отказ от ограничения рассматриваемых прав граждан при условии и в случаях, предусмотренных в законе, может расцениваться как отказ государства от средств защиты прав потерпевших в пользу обеспечения неприкосновенности правонарушителей (преступников).

Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

С момента принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об оперативно — розыскной деятельности в Российской Федерации» оперативно — розыскная деятельность всех правоохранительных служб России может осуществляться только на основании закона.

Организационные принципы – это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно–розыскной практикой. Среди организационных выделяют следующие принципы: оперативности, привлечения конфидентов, научности, плановости, связи с общественностью, внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.

Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка (А. С. Зорин)

Данная редакция закона не запрещает обращения гражданина с жалобой на нарушение их прав и свобод первоначально в тот орган, который, по его мнению, допустил нарушение. В этих случаях гражданин надеется, что руководитель оперативного подразделения может вмешаться и исправить неправомерные действия его подчиненных.

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого Закона — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом ОРД.

В комментируемой статье закреплены четыре основных принципа оперативно — розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине&171;Оперативно-розыскная деятельность&187;.

Тема: содержание оперативно-розыскных мероприятий

Подчеркну, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Особенность здесь в том, что оперативно-розыскные меры имеют четкую направленность на выявление и изучение сведений криминального характера, необходимых для предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. Это общее положение детализируется в ведомственных нормативных актах по организации и тактике ОРД.

Под принципами оперативно — розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно — правовой формы борьбы с преступностью.

Особенность здесь в том, что оперативно-розыскные меры имеют четкую направленность на выявление и изучение сведений криминального характера, необходимых для предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. Это общее положение детализируется в ведомственных нормативных актах по организации и тактике ОРД.

Статья 3. Принципы оперативно — розыскной деятельности. Оперативно — розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Законодатель уделил большое внимание отражению этого принципа в ФЗ об ОРД. Кроме специальной ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», предписывающие указания о необходимости уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ изложены во многих нормах ФЗ об ОРД (ст. 6—12 и др.).

Оперативно-розыскная деятельность

В истории современной России ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер.

В то же время в статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано на ряд обязательных условий регламентирующих порядок обжалования действий, нарушающих права граждан в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст.15), оперативно–розыскным законодательством и различными ведомственными нормативно-правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности.

Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРО путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности.

Указанный принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам – субъектам ОРД. В частности, ФЗ об ОРД декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Как государственно-правовое средство ОРД не может строиться и осуществляться лишь на конспиративной основе, в тайне от общества. В противном случае ОРД вряд ли можно было бы отнести к конституционной, законной деятельности.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Рассматриваемый принцип предусматривает, что полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

УМК по правовому обеспечению профессиональной днятельности

Подобного рода обстоятельства устанавливают законы, определяющие правовой статус отдельных должностных лиц органов законодательной, исполнительной, судебной власти, а также отдельных сотрудников органов уголовной юстиции.

Законодательно им был придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, что подтверждено иными положениями ФЗ об ОРД, определением способов их реализации, т. е. законодатель усилил значение выработанных практикой принципов и при этом придал им общепринятую, обязательную для всех правовую основу.

Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Закон не называет способов провокации, а лишь в общей форме устанавливает направленность поведения на склонение, побуждение к совершению противоправных действий. Способами провокации могут быть любые формы воздействия на сознание объекта ОРМ, не парализующие его волю, — уговор, подкуп, убеждение, поручение, распоряжение, просьба, угроза или иная форма воздействия.

В свою очередь, оперативно-розыскные меры, осуществляемые в ходе оперативной проверки сведений о криминальных событиях, должны обеспечивать сбор информации, соответствующей объективному положению.

Этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписа­ния, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мерс, в какой это необхо­димо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. Гуманизм в ОРД проявляется в приоритетности мер, принимаемых оперативно-розыскными органами, направленных на предупреждение со­вершения преступлений. Никакие меры оперативно-розыскного воздейст­вия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В ФЗ об ОРД законодатель также признает приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1). Вместе с тем признаются и права объектов ОРД, лиц, преступивших закон.

Комментируемый принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам — субъектам ОРД. В частности, ФЗ об ОРД декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Для решения иных задач, не указанных в названном Федеральном законе, осуществление оперативно-розыскной деятельности запрещено.

Выполнение данных условий обеспечивается не только предписаниями норм ФЗ об ОРД, но и положениями иных законодательных актов, например устанавливающими ответственность в случае нарушения указанных конституционных прав, а также законодательной регламентацией права обжалования незаконных действий властей и механизма его обеспечения (защиты).

Морально – этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД, для её успешного осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРД основными морально – этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.

Негласные начала ОРД проявляются при конфиденциальном оказании помощи оперативникам со стороны граждан, организации ОРМ и т.п.

Специфической чертой оперативно-розыскной деятельности является необходимость обеспечения тайны в организации и тактике применения ее сил, средств и методов. Данное обстоятельство делает невозможным ее детальную правовую регламентацию. Большинство оперативно-розыскных правил и процедур регулируется закрытыми подзаконными нормативными актами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *