Говорящие фамилии в произведениях писателей исследовательская работа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Говорящие фамилии в произведениях писателей исследовательская работа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мастером «говорящих» фамилий был Н.В. Гоголь. В его произведениях можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Писатель мастерски обыгрывает и двойные фамилии. Судья из комедии «Ревизор» носит двойную фамилию –Ляпкин-Тяпкин, которая вряд ли свидетельствует о хорошем отношении автора к герою.

Наряду с назывной функцией собственные имена персонажей нередко выполняют и характерологическую, т.е. подчеркивают какие-то свойства личности.

Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе.Если мы имеем дело с художественным произведением, в котором все действующие лица порождены авторской фантазией, то кажется очевидным, что автор располагает, по-видимому, достаточной свободой при выборе того или иного антропонима для любого из своих персонажей.

Другие рефераты на тему «Литература»:

Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. В любом литературном произведении ничего случайного не бывает. А значит, неслучаен и выбор фамилий персонажей, использующихся как художественная деталь.

Иногда кажется, что фамилия простейшая, но за ней, за этой фамилией может скрываться любопытнейшая тайна, которую, как оказалось, не так легко раскрыть. Помочь в разгадке нам может наука этимология, изучающая происхождение слов.

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали в себе как в зеркале целую гамму различных свойств и качеств людей, особенности их характера, поведения, речи физические достоинства и недостатки, время и очерёдность появления того или иного ребёнка в семье и многое другое.

Поэтому-то оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Любил использовать говорящие фамилии А.П. Чехов. Чего стоят, например: унтер Пришибеев, чиновник Червяков, актер Унылов… Одно чтение списка действующих лиц комедии Д. И.

«Говорящие» фамилии в русской литературе

Автор вводит «комические парные персонажи: двух сплетников, неразлучных Петров Ивановичей, которых автор наделяет похожими фамилиями (Бобчинский и Добчинский) и внешностью» [1; С.371].

Пародисты переиначивали фамилию своего литературного противника так, что она становилась средством насмешки.

По законам классицизма предписывалось давать персонажам говорящие фамилии. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Девичья фамилия Простаковой – Скотинина. В «Недоросле» госпожа Простакова все время сравнивается с собакой: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» (Т.1.С. 136).

П.Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника», «В цирюльне», «Сапоги», «Шведская спичка», «Клевета», «Унтер Пришибеев», «В Париж!», «Мелюзга», «Закуска», « Симулянты», «Канитель».

ЦЕЛЬ — рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русских писателей 18-19 веков, научиться работать с дополнительной литературой, собрать иллюстративный материал, создать свою работу.

Софья Павловна Фамусова Ирина Безрукова Девушки с этим именем властны и независимы. Софья способна искренне полюбить, она романтична, благородна в своих чувствах. Репетилов Этимология его фамилии прозрачна — от франц. Repeater «повторять, твердить, болтать» . Репетилов – человек, не имеющий своего мнения, повторяющий чужие слова; пустой, легкомысленный, вздорный персонаж.
Объект исследования: имена собственные в УНТ и в произведениях писателей ХVΙΙΙ – ХХ вв., изучаемых в школьной программе до 10 класса. Цель работы – доказать, что «говорящие» имена – это одно из основных средств характеризации героя.

Не, ну, тебе положено. А по факту — до жопы таких примеров, у нас, к примеру, за противопожарное состояние отвечал т. Безводный.

Любой писатель тщательно продумывает, какие имена он может и должен включить в текст своего сочинения, особенно — имена действующих лиц, посредством которых обязательно выражает субъективное отношение к создаваемому персонажу, изображаемым характерам, типам личности.

Да это вообще провал. Потому как если даже ас — то будут говорить ас Педор, а вот с ФИО может быть и вариант Педор А.С.

Приемом «говорящих» фамилий пользовался и А.П. Чехов. При обыгрывании значения той или иной фамилии писатель широко пользовался своим «чутьём» на фамилии.

А у нас на работе рядом отдел кадров сидел, долго шутили, когда принимали на работу Сивуху (выглядел он соответствующе).

Приемом «говорящих» фамилий пользовался и А.П. Чехов. При обыгрывании значения той или иной фамилии писатель широко пользовался своим «чутьём» на фамилии.

Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Система выбора имен в художественном тексте зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника.

Поэтому-то оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой слово «говорить» имеет значение «служить доказательством, подтверждением», а слово «фамилия» — это наименование человека, прибавляемое к личному имени.Следовательно, «говорящая» фамилия — это фамилия, данная персонажу автором, служащая подтверждением положительных или отрицательных качеств действующего лица.

Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Становление же фамилий как элемента именования русских людей (хотя это слово тогда и не употреблялось) на Руси датируется 14-15 веками, а назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употребляется слово «назвище».

Софья. В переводе с греческого языка означает «мудрость», «премудрая». В комедии «Недоросль» Софья- молодая девушка, племянница Стародума. Она грамотна, много читает. Говорит: «Нельзя не любить правил добродетели» [11; С.126]. Развитию нравственных качеств Софьи благоприятствуют философские разговоры со Стародумом о дружбе, семье, богатстве, уме и совести.

Таким образом, прием «говорящие фамилии» в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина помогает определить черты характера и род занятия героев. Писатель- просветитель понимает, что простой обыватель прежде всего обращает внимание на фамилии героев. Являясь великолепным сатириком, настраивая читателей на комичный лад, автор преследует свою цель-изображение пороков современного ему общества.

Назывная (номинативная). Писателю необходимо как-то обозначить персонажа, и это легко сделать, наделив его именем. Оно обычно выбирается с учетом тех или иных – в зависимости от темы произведения — антропонимических норм.

Имя Плюшкина (Степан), которое мы узнаем при упоминании его старшей дочери, Александры Степановны, этимологически означает «венок», «венец» (8, с. 522). Плюшкин преподносится читателю как символический венец человеческого ничтожества.

Мамина коллега до замужества была Лягушкина, после свадьбы стала Жабцовой. А в институте в одной группе со мной учились Саша Крысь и Федя Гусь.

Поиск в базе книг для тифлоплееров

Сотрудник был с фамилией Педор. Очень сокрушался, что у него две дочери, фамилия типа редкая, исчезнет.

LXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г.

Несомненно также, что новая дисциплина могла сложиться только в тот момент, когда лингвистика сместила общий вектор своих интересов с языковой системы, где ономастика поневоле занимает достаточно скромное место, на речь, где имя силу своей лингвистической природы становится эффективнейшим инструментом порождения и конденсации разнообразных смыслов.

Художественное произведение – результат длительных раздумий автора, воплощение его авторского замысла, следовательно, и наименование фамилий персонажей не является случайным. По определению В.А.

Научно-исследовательская работа по литературе

Как ни странно это звучит, но до конца XVIII — середины XIX века большинство населения нашей страны фамилий не имело. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно-то и привело к появлению наследственных имен, то есть фамилий. Большая часть княжеских фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу.

В произведениях Н.В. Гоголя нет ни одного слова, которое было бы решено смысла или заменено другим. Это в полной мере относится к именам и фамилиям, которыми героев наделяет автор.

Мы выяснили, что в языкознании выделяется особый раздел – ономастика (греч. onomastike – «искусство давать имена»; onomastikos – «относящийся к имени»), занимающийся изучением собственных имён. Ономастикой называется совокупность всех собственных имён. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, небесных тел и т.п. Фамилии — это фактор Гоголевского языка, в котором нет пустотелых слов для Гоголя важно как звучание фамилии, так и её смысловая сторона.

Антон Павлович Чехов. Слева — 1888 год, Кавказ. Справа — 1897 год, Мелихово.

Фатеева Н.И. ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(79).

Появление фамилий – загадочный процесс: сложно объяснить, как и откуда появилась фамилия. Фамилия – это также и активный художественный прием, которым пользуются писатели.

В исследовательской работе по литературе ««Говорящие фамилии» в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков» автором рассматривается использование и раскрывается значение «говорящих» фамилий в произведениях русской литературы: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

М. отмечала: «Ревизор»- реалистическая комедия: важнейшее средство раскрытия характеров- типизация» [1; С.372].

К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.

Как и было принято в классицизме, герои комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьезная задача — дать фамилии бывшим крепостным. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего помещика, у других в фамилию превращали отчество, а у третьих — прозвище. Но процесс шел медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *