Роль налогов в экономической безопасности государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль налогов в экономической безопасности государства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз налогового характера.

Импортозамещение, которое в идеале служит данной цели, должно в течение 5 лет позволить стране выйти на уровень 100% удовлетворения потребностей.

Для восстановления отечественной промышленности должны быть изменены параметры развития. Первое — государство должно стать главным актором реализации промышленного подъема, доля государственных расходов должна быть увеличена по примеру развитых стран и составить 65% (сейчас менее 40%). Второе — инвестиции в основной капитал необходимо наращивать.

3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Для рыночного хозяйства, важной экономической категорией, является налог. В процессе своей деятельности, субъекты рыночной экономики создают продукт, доход, который и формирует валовый внутренний продукт (ВВП). Уплачивая налог, хозяйствующий субъект передает часть своего дохода государству, из чего, впоследствии, и формируются доходы в бюджет страны.
Налоговая политика, прежде всего, влияет на экономику государства, а правильное осуществление налоговой политики формирует экономическую безопасность страны. Значимость налогов для государства и формирования финансово-экономической безопасности состоит в самой структуре налогов.

Важными элементами обеспечения экономической безопасности являются налоги и налоговая политика. С переходом к рыночной экономике увеличивается значение налоговой сферы в экономической безопасности. Налоговые аспекты в обеспечении экономической безопасности обретают особую своеобразность, это связано с реформами в бюджетных отношениях.

Роль налогов, как фактора экономической безопасности или экономической угрозы, зависит от конкретной ситуации, особенностей этапа экономического развития, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти.

Данный подход отнюдь не ущемляет частную инициативу и не ведет к государственному монополизму.

— уточнить сущность экономической безопасности в налоговой сфере;

Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

В 2015 году доля минеральных ресурсов в структуре экспорта превысила 72%. Увеличение проходило на фоне снижения веса доли машин и оборудования.

Сейчас в России проходит административная реформа, направленная на повышение эффективности работы всего государственного аппарата. Один из ожидаемых результатов этой реформы – существенное изменению места и роли налоговых органов в финансовой системе государства.

Либеральная парадигма предполагает привлечение иностранного инвестора всеми способами — независимо от задач развития станы. В итоге инвестиции в экономику приходят в те сектора, которые только закрепляют экономическую несуверенность России на международной арене.

Но понятие безопасности можно трактовать по-разному. Его можно отнести к таким понятиям, как экономическая, финансовая, социальная, продовольственная, региональная безопасность. Из этого следует вывод, что фискальная политика должна рассматриваться намного шире, нежели, просто как одна из функций налоговой системы.

В зависимости от размера страны налоговые органы имеют, как правило, два-три уровня (в маленьких странах только два, центральный и местный, а в более крупных три уровня – центральный, региональный и местный).
Кроме того, так называемые издержки «налогового согласия» со стороны налогоплательщиков также снижаются, поскольку уменьшается количество контрольных мероприятий, сокращается время и упорядочивается процедура их проведения.

Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц.

Частная собственность в отличие от советской модели не запрещается. Как и в суверенной России, она является одной из форм собственности: «правомочия собственности осуществляются свободно, если это не наносит ущерба государственным и общественным интересам и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 105 п. 6).

При этом федеральная служба в пределах своей компетенции может издавать только индивидуальные правовые акты. Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ [7, с. 10].

В некоторых странах налоги с платежной ведомости, используемые для финансирования социального обеспечения, администрируются также отдельными государственными органами. В федеративных государствах право устанавливать и собирать отдельные виды налогов предоставляется субнациональным органам власти, имеющим право создавать свои собственные налоговые органы [2, с. 11].

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

По мнению ряда экспертов, подобное разделение функций по сбору налогов между несколькими государственными органами не всегда экономически оправданно. Ведь каждый орган сосредотачивается на своих собственных задачах без стремления получить экономию от масштаба, которая может быть достигнута через интеграцию или даже координацию общих процессов и процедур.

Предлагаемый механизм в рамках планируемого совершенствования государственной политики согласования экономических интересов, необходимо определять как совокупность конкретных форм, методов управления, процессов и организационных структур, существующих в правовых рамках и реализуемых с учетом конкретных экономических законов, действующих на всех стадиях общественного воспроизводства.

История эволюции представлений о роли государства в экономике.

Очевидно, что обеспечение экономической безопасности может рассматриваться с учетом аспектов, проявляющихся с различной степенью актуальности на различных уровнях безопасности (общество и государство, хозяйствующие субъекты, безопасность личности). При этом исследованию налоговой составляющей экономической безопасности до последнего времени не уделялась должного внимания.
Безусловно, экономическая безопасность и налоговый инструментарий обеспечения экономической безопасности в последние годы приобретают особую актуальность, что связано с многочисленными нарушениями в налоговой сфере, задолженностью по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней, а также переходом отдельных хозяйствующих субъектов в неконтролируемый государством сектор экономики.

Налоговая политика, одновременно выступающая фактором финансовой безопасности, должна, прежде всего, обеспечивать уровень экономического развития, создавать все необходимые условия для социально-экономической стабильности государства, а также ее регионов, и, конечно же, обеспечения безопасности от всех возможных экономических рисков.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Значение налоговой политики в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

Налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления необходимых экономических преобразований.

Создание новых государственных органов налоговой службы, органов налоговой полиции требует активизации научных усилий по выявлению их места и роли в механизме российского государства вообще, изучению различного рода явлений и факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность функционирования созданных органов — в частности.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Как известно, МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другим законам (ст.140 части первой НК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).

Экономическая безопасность учебник 29.01.20

Федеральный орган исполнительной власти — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).

Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе государства как самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе мало обсуждается.

В силу этого нужны специалисты отраслей машиностроения, естественнонаучных направлений. Российские деформации привели к существенному перекосу: система образования готовит специалистов в области экономики и управления и гуманитарных наук, то есть специалистов сферы услуг[16].

Сложившаяся ситуация во многом связана и с проблемой сбора налогов. Данная проблема является комплексной, ее решение зависит от правовых, организационных вопросов. При этом в условиях сложившейся ситуации в экономике России, которая во многом носит переходный характер, важное значение приобретает исследование деятельности налоговых органов в контексте обеспечения экономической безопасности.

Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по г. Москве.

Инновативной организационной мерой в рамках модернизации налоговых органов Л.Ф. Кваша выделяет создание межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам. Это территориальные налоговые органы, созданные для обеспечения деятельности уполномоченных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органовГончаренко Л.И.

В.Е. Кириллина отмечает, что «в отношениях по уплате налога субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоотношения — налоговый орган, выступающий от лица государства»[ Кириллина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовое право. — 2004. — № 3. — С. 32.].

С. Проблемы и пути оптимизации налоговой системы России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. — 2008. — Т. 3. — С. 72-77.

Учебник экономическая безопасность 29.01.20

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях не непосредственно, а в лице уполномоченных органов, которые наделяются государством соответствующей компетенцией. Эти уполномоченные органы действуют от имени и в интересах представляемого лица, то есть государства, а не по собственному усмотрению.

Усложнение и повышение значимости налоговой функции государства предопределили и формирование соответствующих государственных органов: налоговой службы и налоговой полиции. При всей общей деятельности названных структур их компетенция существенно отличается.

На сегодняшний день определение налога трактуется по-разному. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому встречаются различные определения налогов.

В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Существует три этапа развития налоговых органов: первый из них связан со становлением налоговых органов и охватывает период конца 80-х начало 90-х гг.; второй — с 1992 по 1999 гг. и характеризуется неустойчивой правовой базой, регламентирующей сбор налогов; третий этап — принятие Налогового кодекса РФ.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта до недавнего времени оставалась сугубо теоретическим предметом, однако с распространением на практике налогового планирования возникла потребность в информативном измерителе влияния налогообложения на финансовое положение хозяйствующего субъекта и взгляды многих современных экономистов были обращены к вопросу изучения налоговой нагрузкиКалинина О.В. Вместе с тем налоговые органы по способу решения задач, отнесенных к их компетенции, являются единоначальными. Каждый налоговый орган возглавляет руководитель, статус которого и предопределяет его ключевые возможности при разрешении задач, возложенных на конкретные налоговые органы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *