Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диспозитивный метод в муниципальном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Метод рекомендаций применяется в муниципальном праве прежде всего потому, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ в ст. 12 гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Поэтому государство, учитывая специфику данного уровня власти, влияет на муниципальную деятельность и путем рекомендаций.
Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования.
12. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.
Решая свои задачи, муниципальное образование активно взаимодействует не только с собственным населением, институтами гражданского общества на своей территории, но и с органами государственной власти своей страны и своего региона, порой выходит на взаимодействие с международными организациями и зарубежными хозяйствующими субъектами.
Обратимся для этого к Федеральному закону 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее будем именовать его для краткости «131-й закон»).
Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В статье 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.
Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.
Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.
Как осуществляется правовое регулирование трудовых отношений на предприятиях в ЕС? Согласно ст. 140 Договора о ЕС Сообщество содействует координации социальной политики государств-членов в вопросах трудового законодательства и условий труда.
Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы.
Методы регулирования муниципальных отношений
Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.
Муниципальное право выполняет свою регулятивную роль разными способами и использует те же методы регулирования, что и другие отрасли публичного права. Едва ли можно говорить о серьезных отличиях методов муниципального регулирования от методов конституционного (государственного), административного права.
Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» запрещает лишать население городского, сельского поселения, независимо от его численности, права на осуществление местного самоуправления.
Однако подобное законодательное регулирование должно быть вариативным и предусматривать разные модели организации местной власти, перечень которых является открытым.
Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Так, например, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.
Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ.
Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (предписание, дозволение, запрет), сочетание которых и определяет характер правового регулирования.
Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной.
Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (предписание, дозволение, запрет), сочетание которых и определяет характер правового регулирования.
Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.
Муниципальное право, таким образом, обязано уточнить правовой статус как отдельного гражданина в муниципальном образовании, так и всего муниципального сообщества, порядок формирования гражданами органов местной власти, правовой статус этих органов, всю совокупность прав и обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, их взаимной ответственности и ответственности перед государством.
Муниципальное образование планирует и прогнозирует перспективы своего развития, нуждается в финансовых ресурсах для достижения целей и задач муниципального развития. Закон обязан определить источники финансирования для покрытия расходов на удовлетворение законных нужд и потребностей муниципального образования.
Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.
Диспозитивный метод, заимствованный из сферы частного права, представляет участникам муниципально-правовых отношений выбирать модель своего поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Причем участники таких отношений, в основе которых лежит диспозитивный метод, являются равноправными.
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на общественные отношения.
Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Особый источник норм муниципального права – общепризнанные международные принципы, являющиеся частью системы российского права.
Статус органов местного самоуправления, закрепляется с помощью тех же правовых средств, что и статус субъектов федерации.
В муниципальном праве (как и в конституционном, административном праве) имеются нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает и подчеркивает самостоятельность местного самоуправления.
21. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В настоящее время практически во всех отраслях российского права используются сочетания различных методов правового регулирования, однако в отраслях публичного права преобладает императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права — диспозитивный.
Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется, прежде всего, на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.
Диспозитивный метод правового регулирования, используемый в муниципальном праве, предполагает равноправие субъектов правоотношения, возможность выбора различных вариантов поведения. Часто такое регулирование общественных отношений основывается на договорных началах.
5. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В некоторых случаях они могут быть межотраслевыми, например институт гарантий при проведении выборов характерен для муниципального права и избирательного права РФ, институт муниципальной собственности характерен как для муниципального права, так и для гражданского права РФ, институт должностных лиц характерен как для муниципального, так и для административного права РФ и т. д.
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста).
В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-пра-вовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.
18. КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.
Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях.
31. КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ – ПОЛНОМОЧИЯ
Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования”.