Диспозитивный метод в муниципальном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диспозитивный метод в муниципальном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Метод рекомендаций применяется в муниципальном праве прежде всего потому, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ в ст. 12 гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Поэтому государство, учитывая специфику данного уровня власти, влияет на муниципальную деятельность и путем рекомендаций.

Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования.

12. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Решая свои задачи, муниципальное образование активно взаимодействует не только с собственным населением, институтами гражданского общества на своей территории, но и с органами государственной власти своей страны и своего региона, порой выходит на взаимодействие с международными организациями и зарубежными хозяйствующими субъектами.

Обратимся для этого к Федеральному закону 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее будем именовать его для краткости «131-й закон»).

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В статье 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.

Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Как осуществляется правовое регулирование трудовых отношений на предприятиях в ЕС? Согласно ст. 140 Договора о ЕС Сообщество содействует координации социальной политики государств-членов в вопросах трудового законодательства и условий труда.

Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы.

Методы регулирования муниципальных отношений

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Муниципальное право выполняет свою регулятивную роль разными способами и использует те же методы регулирования, что и другие отрасли публичного права. Едва ли можно говорить о серьезных отличиях методов муниципального регулирования от методов конституционного (государственного), административного права.
Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» запрещает лишать население городского, сельского поселения, независимо от его численности, права на осуществление местного самоуправления.

Однако подобное законодательное регулирование должно быть вариативным и предусматривать разные модели организации местной власти, перечень которых является открытым.

Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Так, например, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.

Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (предписание, дозволение, запрет), сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (предписание, дозволение, запрет), сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

Муниципальное право, таким образом, обязано уточнить правовой статус как отдельного гражданина в муниципальном образовании, так и всего муниципального сообщества, порядок формирования гражданами органов местной власти, правовой статус этих органов, всю совокупность прав и обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, их взаимной ответственности и ответственности перед государством.

Муниципальное образование планирует и прогнозирует перспективы своего развития, нуждается в финансовых ресурсах для достижения целей и задач муниципального развития. Закон обязан определить источники финансирования для покрытия расходов на удовлетворение законных нужд и потребностей муниципального образования.

Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Диспозитивный метод, заимствованный из сферы частного права, представляет участникам муниципально-правовых отношений выбирать модель своего поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Причем участники таких отношений, в основе которых лежит диспозитивный метод, являются равноправными.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на общественные отношения.

Метод правового регулирования в муниципальном праве можно определить как способ воздействия норм публичного и частного права на группы общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Особый источник норм муниципального права – общепризнанные международные принципы, являющиеся частью системы российского права.

Статус органов местного самоуправления, закрепляется с помощью тех же правовых средств, что и статус субъектов федерации.

В муниципальном праве (как и в конституционном, административном праве) имеются нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает и подчеркивает самостоятельность местного самоуправления.

21. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Его специфика состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

В настоящее время практически во всех отраслях российского права используются сочетания различных методов правового регулирования, однако в отраслях публичного права преобладает императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права — диспозитивный.

Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется, прежде всего, на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

Диспозитивный метод правового регулирования, используемый в муниципальном праве, предполагает равноправие субъектов правоотношения, возможность выбора различных вариантов поведения. Часто такое регулирование общественных отношений основывается на договорных началах.

5. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В некоторых случаях они могут быть межотраслевыми, например институт гарантий при проведении выборов характерен для муниципального права и избирательного права РФ, институт муниципальной собственности характерен как для муниципального права, так и для гражданского права РФ, институт должностных лиц характерен как для муниципального, так и для административного права РФ и т. д.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста).
В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-пра-вовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

18. КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Императивный метод правового регулирования основан на субординации, властном подчинении одного субъекта правоотношения другому.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях.

31. КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ – ПОЛНОМОЧИЯ

Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права.

Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования”.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *