Российское законодательство закрепляет концепцию иммунитета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российское законодательство закрепляет концепцию иммунитета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры.

Иммунитет иностранного государства заключается в освобождении (неподчинении) этого государства власти другого государства, его юрисдикции.

Классификация иммунитетов в праве

В этот перечень входят: военные суда, государственные яхты, патрульные, санитарные, вспомогательные, снабженческие суда. Указанные суда не подлежат конфискации, аресту или задержанию (ст.3).

Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный. Единственное ограничение иммунитета государства возможно было только при условии прямо выраженного его согласия.

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы.
Комиссия международного права, изучив судебную практику и доктрину многих государств, пришла к выводу о правовой природе иммунитета государства: “Наиболее убедительные аргументы в пользу иммунитета государства можно найти в международном праве, которое воплощено в обыкновениях и практике государств принципами суверенитета, независимости, равенства и достоинства государств.

Признавая за иностранными государствами абсолютный иммунитет, Россия не получила на условиях взаимности абсолютного иммунитета от юрисдикции иностранных государств.

Государство может выступать во внешней сфере в различных категориях отношений. Во-первых, его партнерами могут быть другие государства или международные организации.

Концепция абсолютного государственного иммунитета продемонстрировала свою неэффективность, поскольку участие государства в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, без ограничения его иммунитета не обеспечивало реального равенства сторон и должную защиту прав его частных контрагентов по сделкам, тем самым препятствуя развитию международных хозяйственных связей.

Тем самым иммунитет предстает в виде правового преимущества, а наделение им происходит с учетом той роли, которою они играют в государстве и обществе.

Европейская конвенция отделяет судебный иммунитет от иммунитетов от предварительных мер и исполнительных действий. Она (ст.23) запрещает применение предварительных мер и исполнительных действий к собственности другого государства-участника, находящейся на территории государства суда, за исключением случая, когда это государство ясно согласилось на это.

В советском законодательстве вплоть до распада СССР господствовала концепция абсолютного иммунитета государства, закрепленная в статье 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 года и статьи 435 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 года.

Первые проявления иммунитета в истории российского права относятся к феодальным отношениям Древней Руси, при которых вассал обладал иммунитетом, основанным на его юрисдикционной независимости и имущественной обособленности.

АПК РФ, в свою очередь, гарантирует юрисдикционный иммунитет государству только в том случае, когда оно выступает в рассматриваемом правоотношении в качестве носителя власти (ст. 251 АПК РФ).

Виды иммунитетов государства. Концепция абсолютного и ограниченного иммунитета.

Между тем правовой иммунитет далеко не всегда устанавливается только для определенного круга лиц в силу занимаемой ими должности. Ведь существует же свидетельский иммунитет, в соответствии с которым никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Проект также особо выделяют ряд других разбирательств, в отношении которых юрисдикционный иммунитет иностранному государству не предоставляется.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8.

Учитывая, что в российском законодательстве отсутствует определение термина “торговая (коммерческая) сделка”, а ГК РФ (ст. 2) определяет понятие предпринимательская деятельность”, Проект (ст. 9) устанавливает, что “иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом по спорам, возникшим при осуществлении этим государством предпринимательской деятельности”.

В статье рассматривается историко-правовой аспект внедрения концепций об иммунитете государства в России. Также описываются проблемы, вынудившие отказаться от той или иной концепции иммунитета государства, и раскрываются недоработки и противоречия российского законодательства, регулирующего вопросы иммунитета государств.

Положения настоящего Федерального закона подлежат применению, если Российская Федерация и иностранное государство не договорились об ином.

Новое в блогах

Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось. 8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.

Согласно Протоколу (ст. 1), если против государства-участника европейской Конвенции было вынесено судебное решение, которое оно не исполняет, сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться в Европейский Трибунал по вопросам иммунитета государства.

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.

Россия как субъект гражданского права отвечает по обязательствам своим собственным имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом (ст. 126 ГК РФ).

Норма ст. 1204 формально подтверждает установления ст. 124 и 127 ГК РФ. Однако данное предписание корректируется предусмотренным в ГК РФ общим исключением – в федеральных законах или международных договорах может быть установлено иное.

Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства.

Необходимость разработки законопроекта о юрисдикционном иммунитете обусловлена потребностями России по установлению баланса во взаимоотношениях с иностранными государствами при ведении внешнеэкономической деятельности. Это требует наличия адекватных механизмов регулирования пределов юрисдикционного иммунитета.

Важно, что иностранное государство, в соответствии с законопроектом, пользуется иммунитетом от юрисдикции РФ, если иное не предусмотрено общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договором РФ, иными федеральными законами.

В РПЦ поддержали идею защитить традиционную семью Конституцией

Законодательство стран, воспринявших концепцию ограниченного иммунитета, исходит из того, что осуществление государством торговой деятельности, совершение им торговых сделок ведут к утрате государством юрисдикционного иммунитета.

В соответствии с нормами международного права, законодательством и судебной практикой зарубежных стран законопроект устанавливает пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества.

Но уже в начале 19 века американские суды рассматривали иммунитет иностранного государства как сложившийся международно-правовой обычай.

Законопроект направлен на защиту российских интересов путем отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за ее территориями.

Иммунитет как правовая категория

Проект предусматривает, что иностранное государство пользуется иммунитетом от наложения ареста на имущество, являющееся его собственностью, иммунитетом от обращения взыскания на такое имущество, за исключениями, установленными им.

Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации.

Поэтому законодатель может, исходя из теории функциональной необходимости, предусматривать для них определенные привилегии. В частности, устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для некоторых субъектов (Президента, депутатов, судей, прокуроров и т. д.) в зависимости от реализуемых ими полномочий, защищаемого интереса и других факторов.

Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации, вступило в судебный процесс в суде Российской Федерации по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела.

Правовой иммунитет и принцип равенства граждан перед законом и судом

Также определяются случаи, когда иностранное государство и его имущество не пользуются юрисдикционным иммунитетом, и предусматривается возможность отказа иностранного государства от юрисдикционного иммунитета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.

Первая попытка кодификации норм об иммунитете была сделана принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. (дополнена Протоколом от 24 мая 1934 г.).

Если федеральный закон (например, ст. 401 ГПК РФ) предусматривает действие абсолютного иммунитета, то в изъятие ст. 1204 ГК РФ должны применяться положения ГПК РФ.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих иностранному государству или эксплуатируемых им, а также военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов.

Положения ГПК РСФСР (ст. 435) и АПК РФ (ст. 213) не отвечают интересам российских субъектов гражданского права – физических и юридических лиц, поскольку без их согласия иностранного государства они не могут предъявлять ему иски.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *