Место прокуратуры в системе органов власти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Место прокуратуры в системе органов власти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуратура в системе органов государственной власти РФ

Функции и правовой статус прокуратуры, ее системно-структурное построение, формы и методы деятельности напрямую зависят от того места, которое она занимает в системе государственно-правовых институтов.

Курс уголовного процесса (уголовного судопроизводства) освещает полномочия прокурора при осуществлении им двух взаимосвязанных функций: функции осуществления уголовного преследования и функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Подчеркнем, что речь идет обо всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.

Органы прокуратуры по запросам и обращениям депу­татов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры по их устранению.

И.В. ВЕЛИЕВ, кандидат юридических наук Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противо­весов в механизме разделения властей, способствует функ­ционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В постсоветское время много внимания уделяется российской проблеме суверенитета, федерализма, разделения властей. При этом иногда упускается из ввиду то обстоятельство, что власть в своей первооснове едина.

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В современной юридической науке развернулась дискуссия относительно места прокуратуры в системе органов государственной власти.

Одним из важных вопросов теории и практики является определение места и роли прокуратуры в механизме государства как инструмента решения актуальных для личности и общества высокозначимых социальных задач. Однако в силу различных причин этот вопрос оказался исследованным недостаточно глубоко.
При этом иногда упускается из ввиду то обстоятельство, что власть в своей первооснове едина. А это значит: важно не только правильно рассредоточить власть, но и обеспечить ее единство и согласовать деятельность государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным направлениям, к разным секторам и уровням власти.

И хотя с момента принятия Конституции прошло уже почти 10 лет, сегодня ещё вряд ли можно назвать Российскую Федерацию состо­явшимся демократическим правовым государством.

При этом в предмет надзора не входят поста­новления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет систе­ма контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют.

В то же время, в эту главу Конституции включена статья о прокуратуре, в которой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти не определен, а лишь указывается, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Закона о прокуратуре).

В то же время, в эту главу Конституции включена статья о прокуратуре, в которой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти не определен, а лишь указывается, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Это же можно сказать и в отношении Республики Беларусь. Здесь Генеральный прокурор назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики. Эти полномочия парламента также не дают основания для отнесения прокуратуры к законодательной ветви государственной власти.

В связи с этим предметомкурса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие назначение, задачи, функции, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, а также полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и выполнении иных функций, которыми наделены данные органы.
В теории государства и права прокуратура рассматривается как важнейший орган, обеспечивающий законность и правопорядок в стране, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

С позицией об отнесении прокуратуры к законодательной ветви государственной власти большинство исследователей не согласны. М. С. Шалумов считает, что отсутствуют какие-либо основания для этого, поскольку прокуратура не принимает законы и не является специальным органом законодательной власти по реализации функций парламентского контроля за исполнением законов.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты.

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура.

Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Отдельные аспекты становления и развития прокуратуры исследовались такими учеными, как Алексеев С.С., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г., Виноградов О.А., Зинуров Р.Н., Мельников Н.В., Орлов М.Ю. Рассказов В.П., Раянов Ф.М., Савицкий М.В., Скуратов Ю.И. и др. Однако целостное исследование проблем становления и развития прокуратуры в механизме государства все еще не проведено.

Провозгласив себя в 1993 году демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению режима верховенства Конституции и законов, последовательному проведению принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной власти, защите прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону.

В этих целях Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации.

Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Со­брания РФ осуществляется по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в за­конотворческой деятельности.

Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

В условиях правовой реформы ряд ученых и практиков пытаются провести четкую грань между полномочиями судебной власти и органами прокуратуры, предлагая различные варианты. Некоторые из них, видя место прокуратуры именно в системе судебной власти, считают необходимым в ходе правовой реформы переподчинить прокуратуру судебному ведомству.

После смерти Петра I роль прокуратуры начала понижаться, и фактически она переставала действовать. При Екатерине I она была отменена. Однако в 1741 г. Елизавета Петровна восстановила полномочия прокуратуры. И с восшествием на престол Екатерины II она окончательно сформировался как орган надзорного типа.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура в системе государственных органов России занимает собственное место. Она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти, что способствует реализации ее основной, надзорной функции. Прокуратура является важнейшим элементом системы сдержек и противовесов.

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них.

В период, когда значение теории разделения властей отрицалось, возникла идея о различных формах государственной деятельности. В ряде работ выделялись три ее формы: законодательная, исполнительно-распорядительная и судебная[3]. Прокуратура рассматривалась как автономная организация, выделяющаяся из системы государственных органов[4].

В. ВЕЛИЕВ, кандидат юридических наук Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное.

Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан.

Таким образом, ряд авторов относят прокуратуру к органам законодательной власти, к органам судебной власти, к органам исполнительной власти. Существует точка зрения, автор которой относит прокуратуру к органу «президентской власти». Также есть мнение о наличии особой, так называемой «прокурорской» власти, появившееся в 70-х годах прошлого века.

Полномочия прокуратуры распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений, в том числе и деятельность правоохранительных и контролирующих органов, что свидетельствует об их универсальном характере. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием принимаемых актов и решений правоохранительными и контролирующими органами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *