Функции прокурора в уголовном преследовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции прокурора в уголовном преследовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исковая деятельность обвинителя — это главным образом судебная деятельность, однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается: понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.
Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

§ 3. Полномочия прокурора, их соотношение с его функциями

Их участие в уголовном преследовании, по общему правилу, является правом, но не обязанностью (ст. 22, 44 УПК).

Уголовное преследование ведется в отношении определенного лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления.

Вопрос №6. Сущность прокурорского надзора как вида гос. деятельности, его особенности. Задачи и цели прокурорского надзора. Понятие отраслей и направлений прокурорского надзора, их краткая характеристика.

В свою очередь объем властных полномочий прокурора не претерпел изменений, что не дает необходимой правовой основы для его деятельности в досудебных стадиях уголовного процесса в осуществлении, как эффективного надзора, так и качественного уголовного преследования.
Вопросы о месте прокуратуры в государственном механизме, назначении и функциях прокурора в уголовном судопроизводстве и т. д. стали предметом острой полемики в научных, общественных кругах и властных структурах. Согласно одобренной 24 октября 1991 г.

Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

Многие из них работают в рай/гор отделах, где нет на­чальников следственных отделов. Прокуроры районов и не­больших городов, руководствуясь прежним УПК РСФСР и ука­заниями Генерального прокурора Российской Федерации, по­стоянно помогали этим следователям, изучали расследуемые ими конкретные дела, давали необходимые советы и тем пре­дотвращали или устраняли упущения в их деятельности.

Определение процессуального положения прокурора в уголовном процессе вообще и, в особенности, на досудебных его стадиях, никогда не было однозначным.

Действия прокурора в уголовном процессе

На этом для следователя и дознавателя процессуальная деятельность, связанная с уголовным преследованием, заканчивается.

Процессуальное руководство следствием со стороны прокуроров в органах МВД фактически отменено, поскольку процессуальный надзор не со­ответствует функции руководства следствием. Думается, изме­нение функции прокурора до пределов процессуального надзора вызовет сложности как в обеспечении качества следственных действий, так и их своевременности.

Он вправе также ходатайствовать перед про­курором об отмене других незаконных и необоснованных по­становлений следователя.

Формы надзора прокурора определяются его полномочиями и деятельностью, направленной на выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. Эти формы требуют применения соответствующих методов, с помощью которых и выявляются и устраняются нарушения законов.

§ 1. Обеспечение законности в уголовном процессе

Немаловажное значение для уяснения роли прокурора в уголовном процессе имеет также рассмотрение вопросов о направлениях его деятельности и полномочиях. До настоящего времени комплексных исследований направлений деятельности, функций и полномочий прокурора в системе уголовного судопроизводства как неразрывных, взаимообусловленных правовых категорий не проводилось.

Если функцию именовать «руководство расследованием», то из этого будет следовать, что она действует только в стадии предварительного расследования.

Итак, как мы видим, в судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор (с одной стороны) участвует в качестве государственного обвинения, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов).

Если функцию именовать «руководство расследованием», то из этого будет следовать, что она действует только в стадии предварительного расследования.

Так, в судебных стадиях прокурор осуществляет уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения в суде первой и апелляционной инстанции; обжалования в апелляционном и кассационном порядке судебные решения, не вступившие в законную силу, ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Приведенный перечень процессуальных полномочий ч. 2 ст. 37 УПК РФ не имеет исчерпывающего характера, иные полномочия закреплены и в других нормах УПК РФ, например в ч. 5 ст. 21 УПК РФ.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Ст. 37 УПК закреплено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В настоящее время прокурор не наделен правом возбуждать уголовные дела. Он не вправе проводить по ним расследование. Эти обязанности лежат на органах предварительного следствия и дознания.

Сдвиг возможного начала уголовного преследования в первую стадию процесса, в свою очередь, позволяет говорить о появлении у соответствующего заподозренного лица фактически правового статуса подозреваемого. Но законодатель в очередной раз уклонился от конкретизации, как момента начала уголовного преследования, так и расширения круга лиц, подпадающих под статус подозреваемого.

Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений.

Генпрокуратура требует прекратить уголовное преследование сестер Хачатурян

В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои.
Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Новое полномочие прокурора усили­вает нормативную эффективность надзора, но в то же время за­трудняет практику его деятельности. Возникают трудности та­кого порядка: нередко преступления, в том числе тяжкие и осо­бо тяжкие, совершаются в вечернее или ночное время, когда по­лучить немедленно согласие прокурора на возбуждение дела становится затруднительным.

Сущность данной функции заключается в направлении прокурором деятельности органов дознания, дознавателя и следователя, связанная с возбуждением и расследованием уголовных дел.

Пределы действия рассматриваемой функции прокурора – стадии возбуждения, предварительного расследования, возобновления дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Требование от следственного отдела полностью устранить обнаруженные в федеральном законодательстве нарушения.

В работе рассмотрены факторы, обусловливающие необходимость участия прокурора в уголовном судопроизводстве. Впервые после введения в действие в июле 2002 г. УПК РФ на монографическом уровне проведено комплексное исследование направлений деятельности, функций и полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве.

Особенности полномочий прокуроров при уголовном преследовании проявляются в том, что прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Уголовное преследование, осуществляемое прокурором

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Каждый прокурор уполномочен в границах своей трудовой компетенции организовывать открытое преследование преступников. Одновременно с этим в перечень производимых работ входит тщательный надзор за производимой процессуальной делом. Речь идет о работе органов дознания и тех, кто проводит следствие.

Концепция судебной реформы в РФ, одобренная 24 октября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР, выдвинула ряд идей, непосредственно касающихся роли и статуса прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе создания независимой и самостоятельной судебной власти, состязательности судопроизводства, определения для прокуратуры уголовного преследования в качестве «доминирующей функции»1.
Вопрос, касающийся взаимодействия прокурора с сотрудниками исполнительной власти, можно охарактеризовать как простой и одновременно относительно сложный. Причина заключается в особенностях правового понятия общего процессуального законного положения, применяемого в разбирательствах и судопроизводствах.

Глава 3. Функции и полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса

Осуществление иных положенных полномочий, положенных прокурору по должности в общем и индивидуальном порядке, но в исключительно рамках УПК РФ.

Прежде чем говорить о функции уголовного преследования в деятельности прокурора по уголовным делам, необходимо понять, что же входит в понятие «уголовное преследование».

Для одной группы лиц — прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя — осуществление уголовного преследования является обязанностью. Причем уголовное преследование они осуществляют от имени государства (ст. 21 УПК).

В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

Шубообразная шизофрения. Почему мелким чиновникам больше не простят роскошь

Это в значительной мере дезориентирует правоприменителя, у которого отсутствует четкое представление об осуществляемых прокурором функциях в досудебных стадиях уголовного процесса.

Каждый человек, который сталкивается с судебными разбирательствами, должен правильно понимать применение установленных законодательных норм. Они регулируют взаимоотношения судов с иными ветвями власти, в частности, с прокуратурой. Недавно у меня с мужем возник спор на тему, какую функцию выполняет прокурор в уголовном процессе.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *