Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация санитарно просветительской работы в поликлинике». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Санбюллетень состоит из 2-х частей — текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13 — 15 см, печатают на компьютере. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы.
Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Госкомсанэпиднадзором РФ и территориальными ЦГСЭН (Брехман, 1987).
Санитарно-просветительская работа
Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Госкомсанэпиднадзором РФ и территориальными ЦГСЭН (Брехман, 1987).
Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.
Кабинет медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области гигиенического обучения и воспитания, медицинской профилактики, а так же опыт организаторской работы и навыки лекторского мастерства.
Осуществляет контроль за проведением профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения и привитие ему навыков здорового образа жизни, соблюдением действующих нормативно-правовых актов, определяющих деятельность органов и учреждений здравоохранения в части гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета.
Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.
Прежде всего необходимо четко подразделять активные и пассивные формы работы и точки их приложения. К активным формам относятся методы непосредственного общения медицинских работников (стоматологов) с населением — проведение уроков здоровья, бесед, выступлений, лекций, докладов.
Если учесть, то время, которое необходимо для заполнения медицинских документов, то не более 35% времени приема одного пациента по поводу одной болезни.
Санитарное просвещение в СССР — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического учреждения и каждого медицинского работника.
Наиболее эффективными методами активных форм санпросветработы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность зависит от непосредственного общения врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания.
Основой такого подхода является комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка, в нем должны быть задействованы и в обязательном порядке активно участвовать четыре основные группы заинтересованных лиц: медицинские работники детских учреждений, педагогический* коллектив, родители и сами дети.
Общественноездоровье и здравоохранение каксамостоятельная медицинская наукаизучает воздействие социальных условийи факторов внешней среды на здоровьенаселения с целью разработкипрофилактических мер по его оздоровлениюи совершенствованию медицинскогообслуживания.
ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Данный вид деятельности должен опираться на половые, возрастные, национальные особенности пациентов, а также климатические, географические и другие значимые факторы. Время, затраченное на этот вид деятельности, должно составлять не менее 4 часов в месяц.
Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора. На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис — аргументы — вывод.
Санитарно-просветительная работа в различных детских коллективах является весьма сложной задачей. Целью этого раздела гигиенического воспитания является выработка у населения убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе научных знаний причин заболеваний, методов их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.
Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора. На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис — аргументы — вывод.
Только от убежденного в необходимости гигиены человека можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований, закрепления их в полезную привычку.
Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы.
Санитарно просветительские работы: Методы, Формы, Средства
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов инструктор по гигиеническому воспитанию может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
С 1949 в системе Всемирной организации здравоохранения существует секция Санитарное просвещение, которая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом Санитарное просвещение (МССП; основан в 1951; ВССП вошёл в его состав в 1957).
Планы работы на год составляются с учетом вышеперечисленных Всемирных и международных дней. День здоровья 7 апреля ежегодно имеет разный девиз, который можно узнать в интернете, для планирования мероприятий согласно данной тематике.
Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.
Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д. Организация онкологической службы включает в себя: 1) учёт онкологических больных, 2) организацию своевременного выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний, 3) организацию своевременного и адекватного лечения, 4) профилактику онкологических заболеваний, 5) противораковую санитарно-просветительскую работу среди населения.
В своейработе по воспитанию здорового образажизни фельдшер должен учитывать иусловия жизни населения, куда входятматериальные и нематериальные факторы(социальные, политические идуховно-нравственные). Индивидуальноеи общественное здоровье зависит отвышеперечисленных факторов.
Дляоценки индивидуального здоровьяиспользуется ряд весьма условныхпоказателей: ресурсы здоровья, потенциалздоровья и баланс здоровья.
Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке.
С 1 января 1989 г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения — в центры здоровья.
В организации своей санитарно-просветительской работы медицинский работник наряду с традиционными методами обучения пациентов по вопросам охраны здоровья, такими как:
- собеседование;
- групповые дискуссии;
- лекции;
- тематические вечера;
- вечера вопросов и ответов;
- беседы за круглым столом;
- устные журналы;
- школы здоровья;
- публикации в прессе;
- конференции,
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
Это должны быть самостоятельные проекты, включающие цели, задачи, подходы к проведению просветительной работы, оценку ее эффективности.
Программа-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.
Эти же рекомендации устанавливают прочие виды деятельности врача, а также возможные перерывы в работе:
- деятельность основная и вспомогательная;
- переговоры с коллегами;
- оформление медкарт;
- свободное и личное время.
Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.
таблица 4809 (форма 30) приложение 3
Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные).
Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у).
Еще по теме Понятие о санитарно-просветительской работе:
В этой работе можно выделить три основных ответвления:
- пропаганда здорового образа жизни, отказа от пагубных привычек;
- распространение информации о предупреждении инфекций, способах поддержания высокого уровня здоровья;
- показ основ гигиены.
Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.
Противораковое воспитание – основной способ борьбы с табакокурением, которую следует начинать даже не со школьной скамьи, а с детского сада, чтобы в школу приходил уже достаточно «закаленный» человек.