Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор транспортной экспедиции существенные условия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В транспортной деятельности значительный объем занимает оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки грузов, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза.
Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).
Международный договор транспортной экспедиции
Образец договора транспортной экспедиции должен составляться в письменной форме (п.1 ст. 802 ГК РФ). Как правило, клиент выдает исполнителю доверенность, если она необходима для выполнения перевозки.
С середины XIX в., с того момента, как Д.И. Мейер первым из русских профессоров разработал и стал читать курс русского гражданского права <1>, и, пожалуй, до настоящего времени господствующей в науке гражданского права является концепция, выделяющая три группы договорных условий. Наиболее часто их именуют существенными, обычными и случайными условиями.
Договор является консенсуальным, поскольку экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить (организовать выполнение) определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом.
Если экспедитор сам перевозит груз по всему маршруту или только по его части, то его отношения с клиентом определяются по правилам договора перевозки. При выполнении экспедитором сопутствующих услуг вступают в силу условия договора возмездного оказания услуг.
На этой странице вы можете составить образец договора и скачать готовый документ со всеми необходимыми приложениями.
Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).
Общепризнано, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.
В нашем случае это экспедитор. Поэтому в транспортных документах именно экспедитор должен быть указан в качестве грузоотправителя. Аналогичные требования есть и в документах, регулирующих перевозки другими видами транспорта.
Особенности договора транспортной экспедиции
Кроме того, в образце договора транспортной экспедиции в качестве сторон могут указываться также грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Грузоотправителем является лицо, предъявившее груз к перевозке. Грузополучатель – это лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.
Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 163 ГК).
Как видно из формулировок ст. 801 ГК РФ, перечень услуг, которые может оказывать экспедитор, является открытым.
По другому делу Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате указал: «Ответчик утверждает, что отсутствие в Договоре и транспортных заявках от 24 августа 2004 г. и от 28 сентября 2004 г. условий о способе доставки груза из Великобритании в Республику Беларусь свидетельствует об отсутствии согласования сторонами существенных условий договора транспортной экспедиции.
Договор транспортной экспедиции лучше договора перевозки?
Если же транспортно-экспедиционные услуги заказывает получатель груза, то товарно-транспортную накладную выписывает экспедитор на основании информации, которую ему должен предоставить клиент, и сопроводительных документов, получаемых от отправителя груза.
Согласно договору-заявке от 27.09.2002 г. ОАО поручило ООО организовать перевозку груза, отправителем которого являлась Компания.
В законодательстве о транспортной экспедиции используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортно-экспедиционных правоотношений. Например, в законодательстве определен перечень экспедиторских документов, их формы и порядок оформления, детализированы права и обязанности сторон.
Однако законодатель, употребляя в абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ термин «существенные условия договора», не закрепляет его легальной дефиниции, что неминуемо вызывает дискуссию по нему среди цивилистов.
В законодательстве о транспортной экспедиции используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортно-экспедиционных правоотношений. Например, в законодательстве определен перечень экспедиторских документов, их формы и порядок оформления, детализированы права и обязанности сторон.
Объект данного договора – это тот перечень услуг, который описывается в документе. Субъектом же выступают стороны: заказчик и исполнитель в лице экспедиционной компании.
Первый в данном случае – это непосредственный заказчик, владелец груза или другая транспортная компания-посредник. Исполнителем является экспедиционная компания, которая по договору берет на себя ответственность за целостность и сохранность груза.
Ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ дополнительными.
Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично.
Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.
Чтобы перейти к изложению вопроса о существенных условиях договора транспортной экспедиции, необходимо напомнить общие правовые нормы о существенных условиях договора. В ст. 402 ГК указано, что «Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
И все же различие есть, проявляясь тотчас же, как только возникает спор по поводу самого факта заключения договора. При отсутствии любого из условий, объективно относимого к разряду существенных, нет и самого договора.
Однако можно обойтись без составления единого документа (закон это допускает). Поручение экспедитору и экспедиторская расписка могут его заменить. Но при этом поручение должно содержать все существенные условия договора и подписи обеих сторон.
В договоре транспортной экспедиции должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить услуги, предоставляемые экспедитором, то есть услуги должны быть конкретизированы.
Суды связывают отсутствие экспедиторских документов с недостижением сторонами согласия по всем существенным условиям договора.
Поскольку доказательств вины ответчика истцом не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом, в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор может действовать как от своего имени, так и от имени клиента.
Проблема может возникнуть у покупателя товара, если он получит транспортный документ, где в качестве грузоотправителя указан экспедитор, а в счете-фактуре на товар в качестве грузоотправителя указан продавец этого товара. В такой ситуации покупатель может потерять право на вычет налога на добавленную стоимость (далее НДС) по этому товару, причем суды иногда поддерживают в этом вопросе налоговиков. Особенности заключения договора транспортной экспедиции. Какие условия нужно включить в договор транспортной экспедиции, чтобы защитить интересы экспедитора?
Если стороны планируют осуществлять перевозки в межгосударственных и международных сообщениях, то транспортно-экспедиторские услуги должны соответствовать требованиям международных договоров, Конвенций и Соглашений, заключенных между Россией и другими странами, участвующими в транспортировке груза в международном сообщении.
Но при этом поручение должно содержать все существенные условия договора и подписи обеих сторон.
В связи с тем, что перечень транспортно-экспедиционных услуг не является исчерпывающим, экспедитор может оказывать любые услуги, связанные с перевозкой груза, причем допускается любое сочетание транспортно-экспедиционных услуг.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения.
Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4
Гл. 41 ГК РФ, ФЗ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности», Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8.09.2006 г. № 554.
Основной перечень условий сохраняется. Описанные выше нормы актуальны и для этого вида документа. Основным требованием и нормой, которое описывается в договоре, является ответственность сторон по законодательству Беларуси. При организации международных перевозок действует установленная ставка налога на добавленную стоимость в размере 0%. Как видно из материалов дела, договор-заявка от 27.09.02 г. содержит все существенные условия договора транспортной экспедиции в соответствии с требованиями ст. 801 ГК РФ; ООО непосредственно осуществляло действия по исполнению указанного в нем поручения, что в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ признается акцептом.