Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нравственно философский смысл преступления и наказания раскольникова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Мучительно создавал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: «финал романа. Раскольников застрелиться идёт», но это был финал только для «идеи Наполеона». Писатель намечает финал и для любви, когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощение просит у народа».
На самом деле роман, опубликованный в 1866 году, имеет много общего с современным обществом, которое все чаще проявляет свое безразличие к ближнему. Теория Родиона Раскольникова подтверждает существование обездоленных людей, которые не имеют шанса на достойную жизнь, и, так называемых, «вершителей жизни» с большим кошельком.
Общее·количество·просмотров·страницы
Главный герой несколько раз встречается со Свидригайловым — богатым помещиком, сибаритом и ловеласом. Свидригайлов похож на Раскольникова, так как тоже «переступил»: у него на совести убийство жены Марфы Петровны.
О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет.
Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение.
Тот самый ритм, благодаря которому автор создал «новую науку искусства, дополнив его духовностью». У Достоевского нет такой живописности изображения, как у Л. Н. Толстого, но у него своя манера изображения. Ускорения и замедления, повышения и понижения интонации речи помогают ощутить невидимое движение жизни.
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки -признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности.
Сначала может показаться, что каких-либо положительных сторон у идеи разделения общества, нет, но если отмести все плохие последствия, то плюс все же найдется – стремление человека быть счастливым. Теория Раскольникова о праве сильной личности показывает, что многие стремятся к лучшей жизни и являются двигателем прогресса. Что касается минусов, то их больше, и они имеют значение для людей, разделяющих представления главного героя романа.
- Стремление разделить всех на два класса, что может иметь ужасные последствия, например, подобные представления идентичны нацизму. Все люди разные, но они являются равными перед Богом, поэтому стремление стать выше других является неправильным.
- Еще одна опасность, что несет миру теория Раскольникова – применение в жизни любых средств. К сожалению, многие люди в современном мире живут по принципу «цель оправдывает средства», что приводит к ужасным последствиям.
Без нее герой не стал бы совершать убийство. Смысл теории Раскольникова в разделении всех людей на две части.
Он знал, что «Преступление и наказание» окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным.
Пётр Петрович признаёт несправедливость мира и имеет свой рецепт для умного человека — как жить в таком мире. В обществе, рассуждает «положительный» герой, людей больше, чем материальных благ, то есть «на всех кафтанов не хватает» (2, V).
Первая категория – самые обыкновенные люди, их большинство. Их призвание, по мнению Раскольникова, в слепом повиновении жизни и размножении. Они не имеют собственного мнения, делают лишь то, что диктует им жизнь. Они стараются выжить, часто наживаясь на горе других. Разврат и пьянство, нищета и богохульство – вот что присутствует в их жизни.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
Нравственного воскрешения героя Достоевский в романе «Преступление и наказание» не показывает. Раскольников лишь находит путь к нему, идя долгой и тернистой дорогой. Но читатель видит, насколько одержим может быть человек идеей, к каким тяжелым последствиям может привести такая одержимость.
Духом немым и глухим полна была для него эта картина…» Или же следующее описание города: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Однако Родион Раскольников выбрал для себя путь необыкновенного человека, он считал, что для таких людей возможно безнаказанно преступать любые законы, в том числе и нравственные. Он видел возможность через свои пагубные и антигуманные действия достигнуть чего-то действительно ценного.
Таким образом, теория о праве сильной личности – основной двигатель мыслей, чувств и действий героя. Послушайте монолог Раскольникова.
Однако Родион Раскольников выбрал для себя путь необыкновенного человека, он считал, что для таких людей возможно безнаказанно преступать любые законы, в том числе и нравственные. Он видел возможность через свои пагубные и антигуманные действия достигнуть чего-то действительно ценного.
Таким образом, теория о праве сильной личности – основной двигатель мыслей, чувств и действий героя. Послушайте монолог Раскольникова.
Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?».
Образ Раскольникова в романе Преступление и Наказание
И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние». Образ Лужина с его «экономической теорией» показывает, к чему путём логических рассуждений можно прийти, проповедуя принцип «всё позволено».
Многие эпизоды в романе говорят о противоречивости характера героя. Что можно сказать о чертах героя на основе этого?
В одном из своих лучших романов — “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольниксва.
Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Раскольникова подтверждает, что для того, чтобы большинство жило счастливо, меньшинство следует уничтожить. В результате длительных размышлений и рассмотрения разных ситуаций Родион пришел к выводу, что он относится к высшей категории людей.
Но размышляя об убийстве, терзаясь муками отчуждения от людей, страхом быть разоблаченным, он понимает, что именно эти ненавистные для него личности наиболее близки по духу к нему самому, к его идее. Попытка вознестись над остальными выражается одинаковыми чертами между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым.
По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.
Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину. Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.
Достоевский — один из наиболее интересных, спорных и даже загадочных писателей в русской литературе. Каждый читатель, каждый критик видят в нём разные грани, делают акценты на разных сторонах его таланта. Но вначале следует обратить внимание на высказывание самого Достоевского о собственном творчестве.
Язык поражает естественностью и непосредственностью. Только в эпилоге романа речь Достоевского плавная. В целом она прерывистая, нервозная. В романе очень много оговорок и ограничивающих слов, таких, как «впрочем», «хотя». Однако «ритм Достоевского преодолел ограничения, подчинил себе язык романа».
Преступление Родиона Раскольникова — индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в то же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильней логически неуязвимых теорий, что стало трагедией для Раскольникова.
Теория Раскольникова и ее крах
В себе же Раскольников обнаруживает отсутствие возможности распорядиться плодами своей преступной работы, более того, он видит, что ему просто элементарно не хватает сил для этого.
Гордец должен смириться. Покаяние — это не просто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.
Писателя волновал внутренний мир человека, борьба в душах героев – решение вопроса о добре и зле. Современному миру, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский Ф.М. противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир. (эпиграф зачитывается). Роман «Преступление и наказание» один из самых сложных в мировой литературе.
Как “Преступление и наказание”, так и все другие произведения Достоевского посвящены изучению сущности человека, и уже в этом проявляется то, что Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Примеры из “Преступления и наказания” тому подтверждения. “Это человек-то вошь!?”- восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию.
В чем проблема достоевского преступление и наказание
Среди множества произведений Достоевского одним из первых является «Преступление и наказание». В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально всё, то есть любая мелочь, незначительные подробности.
С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным.
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М.
Общество отвергло Раскольникова — это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления.
Режиссер – постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души». Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?
Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущности человека, падения и возрождения души человека. Его позиция — гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души.
Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества.